Мальчик часто берёт в рот несколько пальцев и сосёт их.

ВОПРОС:

Здравствуйте!
Я довольно неопытный психолог, работаю в детском саду. Воспитатели жалуются на одного мальчика, 3 лет. Он не так давно стал посещать садик (с сентября ходил в другой, через месяц его перевели в этот). Адаптация внешне выглядит легкой: у малыша хорошее настроение, он активен (и в игре, и на занятиях, и, особенно, в речи), легко вступает в контакт и с взрослыми, и с детьми, хорошо ест и спит, только засыпание длительное (что, скорее всего, связано с особенностями режима дома). Проблема в том, что мальчик часто берёт в рот несколько пальцев и сосёт их, не только перед сном, но и на прогулке, в туалете, во время занятия, еды, словом, в любое время. По словам мамы, привычка эта у ребенка почти с рождения, пустышку он никогда не признавал, выплёвывал, даже, находясь у груди, время от времени предпочитал пососать свои пальчики, а не грудь. До полутора лет родители, начитавшись книг по воспитанию, не препятствовали этому действию, потому попытались отучить, но потерпели неудачу. В начале действовали "по науке", вся чески отвлекали ребёнка от этого занятия, но постепенно отчаялись ("ведь невозможно отвлекать постоянно") и стали пробовать старые "бабушкины" способы: мазали пальцы горчицей и другими невкусными вещами (специальными средствами из аптеки - тоже), раскрашивали зелёнкой, надевали рукавички, обматывали тканью и т.д. Наконец, дело дошло до подробных объяснений ребенку, почему этого не надо делать; потом опустились до прямых запретов, одергиваний, запугиваний, а потом и окриков и шлепков по рукам. Ничего не помогало. Когда ребенок подрос, пробовали читать подходящие по теме истории, сочиняли сказки сами, пытались проигрывать этот сюжет в игре. Поначалу был эффект, максимум на два дня, потом исчез. А ребенок, видимо, в связи с начавшимся кризисом трех лет, начал проявлять упорство в этой своей привычке. На любые попытки родителей отвлечь смеется и прячется, если пытаются настаивать, сердится или плачет, с силой тянет руку ко рту.

В детском саду воспитателей слушается, вынимает паль цы изо рта, но через минуту - он и снова там. К этой проблеме добавляются другие, которые мама не упомянала: он любит теребить свой пенис, почесывается в одном и том же месте, часто говорит: "Я боюсь того, я боюсь этого", при рисовании чаще всего выбирает чёрный цвет и на словах говорит: "Мой любимый цвет - черный", "Я люблю черный" (чему я была очень удивлена, ведь, судя по поведению, это веселый, активный малыш). В общем, целый букет невротических проявлений. В последнее время к этому добавились: агрессивные выпады по отношению к другим детям, угрозы "выброшу", "оставлю одного на улице под дождем"(особенно в отношении совсем маленьких детей), толчки (впрочем, не очень сильные), разбрасывание одежды других детей и таскание еды с их тарелок. Всеми этими "подвигами" ребенок любит похвастаться. К тому же, по наблюдениям, он делает это не со злобой, а как обыденные дела. Мама говорит, что ему никогда не грозили выбросить или оставить одного, и раньше на детской площадке он никого не бил, ничего не бросал, да и дома не проявлял агрессии. Мама признается, что иной раз может и накричать, и по попе шлепнуть, когда сын шалит или ни в какую не хочет выполнять элементарных просьб ("подойди ко мне", "одень сандали", "поешь", хотя умеет это делать сам), но в их семье ребенку уделяют много внимания, часто обнимают, разговаривают, занимают и играют (но не все время).

Я объяснила маме, что фиксировать внимание ребенка на патологических привычках нельзя, а нужно искать причину эмоционального неблагополучия малыша. Надо отказаться от крика и физических наказаний, поскольку малыш очень чувствительный и восприимчивый. Нужно по-новому выстраивать взаимоотношения с сыном, с учетом его нового отношения к себе, обрисовала, что такое кризис 3 лет, предупредила, что это процесс длительный и требующий последовательности и терпения, а также порекомендовала несколько приемов и игр, которые помогут по-хорошему договориться с сыном и адекватно выплеснуть отрицательную энергию им обоим. Однако она в ответ сообщила, что прекрасно сама справилась бы с моими обязанностями как педагога-психолога, поскольку они все это уже пробовали, а ничего нового и эффективного я ей не сообщила. Понимаю, что это было сказано от бессилия, от постоянных педагогических неудач, но что еще я могу сделать, чтобы помочь мальчику?

Провожу занятия в группе на адаптацию, индивидуальные занятия на снижение психоэмоционального напряжения (игры с сыпучими материалами, упражнения с чередованием напряжения-расслабления, игры для периода негативизма и упрямства и т.д.) Но положительной динамики пока не наблюдается, к тому же ребенок часто болеет и не ходит в сад.

Подскажите, пожалуйста, что еще можно сделать в этой ситуации? С уважением,
Юлия.


ОТВЕТ:

Добрый день Юлия.
Вы все делаете правильно. Положительная динамика - дело наживное, в переходные периоды ожидаемые изменения происходят медленно, частую качественными скачками. У мальчика, судя по всему, ситуация в семье сложнее, чем родители пытаются представить. Когда ребенок ходит в сад, - работайте с ним, как и работаете. Возможно, имеет смысл участить групповые консультации для родителей по психологическим возрастным особенностям их детей и рекомендациям по воспитанию и перестраиванию взаимоотношений с детьми. У родителей на таких консультациях есть возможность снять тревогу по поводу собственной воспитательской несостоятельности (не одни они такие) и поделиться опытом (любым). Больше доверяйте себе!

С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.



#
Тэги : #
loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*