Дочь боится оставаться без меня


Вопрос:

Мне бы хотелось чтобы вы дали свои комментарии по поводу моей ситуации. Моей дочери через два месяца будет 7 лет. Спокойная , милая девочка.Раньше спокойно оставалась дома со старшим братом, отцом или бабушкой.Занимается живописью. Во время занятий я раньше уходила побродить по магазинам пока она со своей группой и педагогом занималась. Теперь все изменилось. Меня не отпускает ни на шаг. Не остается ни с братом, ни с отцом. Во время занятий я должна сидеть в холле. Она даже может на минуточку выглянуть в корридор и проверить на месте ли я. И мне приходиться сидеть там, читать , вязать. Я с ней разговаривала. Объясняла, что я ни куда от нее ни денусь. К концу занятий обязательно вернусь, но она все понимает, но с собой ничего поделать не может. Если же я все-таки ухожу-плачет. Теперь я конечно же никуда не ухожу. А вчера когда решили пойти погулять всей семьей, она отказалась выйти с отцом на улицу и подождать меня там пока я одеваюсь. Ни каких скандалов, криков или пуганий этому не предшествовало. Такое поведение началось абсолютно ни с того ни с сего. Да , она всегда была очень привязана ко мне , мы никогда не расстовались на долго и т.д., но ведь раньше она таких финтов не выкидывала. Хочу понять в чем причина такого поведения и как мне надо себя вести.

Отвечает Ольга Ларина

На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов. В 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату - начинает уходить из жизни старшее поколение.

Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то "надо" бояться. Порой ребенка пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать ребенку, что вы относитесь к его боязни несерьезно, тем более высмеивать его. Детские страхи обычно имеют своеобразную "поддержку" со стороны родителей - обычно ребенок испытывает те же страхи, что и мать - в прошлом или настоящем. Поводом для страхов становятся и нереализованные угрозы - отдать в детдом, позвать буку, дядю и т.п. Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течении 3-4 недель. Если же в течении этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Ему характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность. На фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.). Обычно невротические страхи связаны со страхами родительскими и трудно устранимы, основные из них - страх перед одиночеством, темнотой, животными. Если вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту очно, запускать этот процесс нельзя. Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи - возрастные, в идеале они должны проходить по истечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться. Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.
Попробуйте поделиться своим опытом, как вы справились с такой ситуацией. Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив.

Вы можете попросить ребенка нарисовать на одной стороне свой страх, а на другой стороне изобразить как он не боится данного страха. Таким образом бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается. Однако 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.

Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого внимательно присмотритесь к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо эти страхи родителям поискать в себе и с ними работать. Отработанные страхи в себе, у детей отсеиваются автоматически.

Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации Тотального неуспеха . Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Почаще хвалите, отмечайте все, даже маленькие достижения.С наибольшей полнотой проявите свою любовь, свою родительскую нежность. Расскажите своей дочке, как сильно вы ее любите, как вы рады , что она у вас есть. Почаще играйте с ней, читайте сказки, выслушивайте, подарите ей свое внимание,нежность и заботу.

Тэги :
loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
Мария (2018-01-14 18:38:00) ответить
Просто замечательная статья, спасибо вам огромное! Буду заниматься анализом и работой над самой собой в надежде помочь моей двухлетней малышке...