- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни..
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему
большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего
не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет
порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку “липнет” все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой
ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее
и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью
вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в
жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого
от него
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка- эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все
остальное- приложиться.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка- сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что- либо сделать самостоятельно, а если и
сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравиться мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от
него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его
родителям.
КЛЮЧИ К ОПРОСНИКУ
- Принятие- отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27,
29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
- Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35,
36.
- Симбиоз: 1, 57, 28, 32, 41, 58.
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- “Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА БАЛЛОВ
При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ
“верно”.
Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется
как:
1.- отвержение,
2.- социальная желательность,
3.- симбиоз,
4.- гиперсоциализация,
5.- инфантилизация.
Опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского
отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания
детей и обращения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных
чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении
с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его
поступков.
СТРУКТУРА ОПРОСНИКА.
Опросник состоит из 5 шкал.
-
“Принятие- отвержение”. Шкала отражает
интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса
шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить
много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом плюсе
шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из- за низких
способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель
испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет
ребенку и не уважает его.
-
“Кооперация”- социально желательный образ
родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем
помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности
ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и
самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет
ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
-
“Симбиоз”- шкала отражает межличностную
дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно
считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от
трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за
ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя
повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так
как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности
никогда.
-
“Авторитарная гиперсоциолизация” - шкала,
отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. При высоком
балле, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается
навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка.
Проявления своеволия строго наказываются. Родитель пристально следит за
социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом
родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки,
мысли, чувства.
-
“Маленький неудачник”- отражает особенности
восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале
в родительском отношении имеются тенденции инфантилизировать ребенка,
приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка
младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок
представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость и, в
связи с этим, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать
его действия.