Проективный метод «Закончи изображение»


Тема: Ознакомление с психическими качествами человека.

Цель: Составление характеристики личности, исходя их показателей проективного метода.

Материалы: бланк с 12 квадратами внутри которых незаконченные изображения, карандаш.

Инструкция: «Закончите изображения в каждом квадрате».

01 04 07 10
02 05 08 11
03 06 09 12


1) Указывает на отношение человека к самому себе.
Если негативный рисунок - череп, взрывы, то это агрессия.
Солнце - знак лидерства, желание, потребность находиться в центре внимания. Склонность к фантазерству. Человек, нарисовавший солнце обычно общительный, любит находиться в гуще событий.
Цветок – знак женственности. Для человека не последнюю роль играет его внешность. Если цветок нарисовал мужчина, то это не значит, что у него нарушена сексуальная ориентация. Это эмоциональность, обидчивость, ранимость.
Рожица - знак общительности, если рожица улыбается - наличие чувства юмора.

2) Взаимодействие человека с домом и окружающей средой.
Если изображение нарисовано только в квадрате, то человек усидчивый, домашний. ограничен в общении.
Изображение за пределами – направленность во вне, расширение кругозора, неусидчивый.
Если нарисован домик, то человек домашний, любящий уют.
Если получилась составляющая, то что-то среднее.

3) Целеустремленность человека.
Если стрела направлена к кругу, то человек целеустремленный. Если стрела от круга, то наоборот.
Если стрел нет, то это говорит о неуправляемости и спонтанности человека.

4) Общительность.
Если присутствуют объекты (чем больше, тем лучше), то это говорит об общительности человека. Чем больше элементов внутри, тем больше потребность в общении. Если нет палочек, то это говорит об открытости.
Если сюжета нет, то это говорит о замкнутости, ограниченности, капризности, меланхолии.

5) Сексуальные отношения.
Если нарисовано дерево, то это говорит о том, что сексуальные отношения связаны с браком, с семьей, а если на дереве плоды, то человек хочет детей, или у него мысли о детях.
Если две линии не пересекаются, то это говорит о стыдливости в половых отношениях. Если линии продолжили, но они не уперлись в стену, то это тоже стыдливость, застенчивость.
Если получился пенек, столб - то это говорит о разкрепощенности, у человека нет стыдливости.

6) Отношение человека к другим людям.
Если ориентация на человека, то это говорит об умении расположить к себе чужих людей.
Если рисунки не связаны с человеком, то рисовавший не сразу находит с другими людьми контакт.

7) Уверенность.
Если сюжет находится над волнистой линией, то это говорит об уверенности, если под чертой, то о неуверенности.
Если получился орнамент из волнистых линий, то это говорит о трудолюбии.

8) Пустой квадрат необходим для того, чтобы человек переключился.
Зачастую рисуют то, что актуально на данный момент. Что нарисовал -“тем и дышит”.

9) Дисциплинированность.
Если орнамент, правильные геометрические фигуры, то человек дисциплинирован, пунктуален.
Если острые углы, то это говорит о противоположном.

10) Зависимость человека от окружающих.
Если дужки перекрываются, то это говорит о независимости. Если узор продолжен, то человек нуждается в защите, советах.
Если нарисована кружка, лицо, человек, то это говорит о хозяйственности.

11) Азартность.
Если нарисован элемент игры, то это говорит о азартности (например, “крестики-нолики”)
Если нарисован квадрат, то это говорит о женственности, хозяйственности.

12) Типология личности.
Если точки соединены, то это говорит о практичности. Если точки несоединены, то рисовавшие относятся к романтикам. Если вырисовывается целый сюжет, то это говорит о мечтательности, фантазерстве.
Круг свидетельствует о практичности.


О проективных методах уже много сказано, много разных мнений существует по поводу применения их на практике.

Многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, поскольку не исключают влияния на ответы испытуемого в проективном тесте многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и т. д. Кроме того, существует проблема надежности и валидности проективных тестов вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.

Конечно, большую роль играет профессионализм, опыт исследователя. Внешняя простота графических методик обманчива. Опытный психолог не следует буквально инструкциям по интерпретации подобных рисунков, не делает выводов на основе отдельных признаков и деталей, а учитывает эти признаки в комплексном контексте с известными ему обстоятельствами из жизни обследуемого. И как бы специалист не старался, в интерпретации все равно будет субъективная оценка. Поэтому для повышения надежности интерпретации проективных методик в особо важных диагностических случаях привлекают несколько независимых экспертов-психологов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают.