Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
  • пространственное положение

  • размер рисунка

  • характеристики линий

  • сила нажима на карандаш


  • Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)


  • Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

    1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?