Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента
1. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план
похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает
голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой
карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
2. «Раздумье» (этюд на регуляцию эмоций и движений).
Мальчик собрал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу.
Но в какую сторону идти? Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены
на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается
подбородок,
3. «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).
Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила
её, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать
Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил:
стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.
4. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется
три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает
наиболее яркую фигуру.
5. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно
считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо
не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
6. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения.
Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы
когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!»
и мгновенно замолчать.
7. «Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому
из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы
«да» и «нет». Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и
т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается,
выбывает из игры.
8. Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10
треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости
быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным,
заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение других заданий,
придумывая и постепенно усложняя условия.
9. Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая
каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время
и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение
результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
10. Упражнение на произвольность поведения.
Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить
цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать
это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять
небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает
15—20 фигур.