Татьяна Кислинская «Гениальность на кончиках пальцев»


Введение к книге Татьяны Кислинской «Гениальность на кончиках пальцев: развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет.».


Книга адресована тем счастливым взрослым, которым выпала радость заниматься воспитанием, досугом и развитием детей. Она станет незаменимым руководством как для родителей, так и для педагогов и психологов, работающих в детских садах и психологических центрах, занимающихся организацией психологической помощи детям на ранних этапах развития. Очевидна польза от подобных видов деятельности как для развития здоровых детей, так и для развития — и тем самым оздоровления — особенных ребят (с нарушениями в развитии, имеющих проблемы в овладении речью, навыками рисования, чтения, письма и пр.). С такими детьми можно проводить эти игры и в более старших возрастах.

В книге представлены пальчиковые игры двух типов: потешки-стихи, сопровождаемые специальными движениями, и увлекательные игры «быстрого приготовления» под общим названием «Между прочим…». Рассчитаны они на детей в возрасте от года до четырех лет.

Между прочим, множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой моторики можно придумать, используя самые обычные вещи, которые всегда рядом с нами и терпеливо дожидаются своего перевоплощения в новую и, возможно, не менее важную роль своего бытия в нашем мире. В этой книге даются 100 развивающих игр «быстрого приготовления», которые легко организовать и которые могут стать любимыми играми вашего ребёнка. Если вы с ребёнком усвоите главный закон преображения, когда ВСЁ может стать ВСЕМ, ВСЁ пригодно для ВСЕГО и ВСЁ можно заменить ВСЕМ, то вы и сами сможете придумывать такие игры — опираясь на свое воображение.

Поскольку на втором-третьем году жизни речь ребенка представляет собой комплекс «слово + движение, действие, жест, мимика», то параллель «стишок + пальчиковая игра» активизирует его развитие. Малыши любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых и принимать в них участие. Повторяя стишок, взрослый побуждает детей подражать ему, и те с удовольствием делают это. Они выполняют движения и сначала произносят отдельные слоги и слова одновременно со взрослым, затем запоминают и воспроизводят вслед за взрослым простые слова-«хвостики» (топ-топ, хлоп-хлоп и т.п.), а затем начинают повторять и фразы, короткие стихи, причём копируя интонацию взрослых.

Некоторые потешки приобрели общее забавное название — «потешки с хвостиками». «Хвостики» — это короткие слова, звукосочетания и звукоподражательные слова (топ-топ, ах и ох, плих и плюх и т.п.), которые вынесены в названия потешек и могут неоднократно повторяться помимо текста самого стишка, сами по себе. При этом словечки сопровождаются понятными и доступными ребенку движениями, и воспроизведение их в сочетании с движениями может продолжаться долго — уже после окончания стихотворения. Каждое удачное движение, действие вызывает у детей радость и чувство удовлетворения, а «хвостики» помогают ребёнку сразу активно включиться в игру. Более того — приговаривая слова-«хвостики» и повторяя при этом разученное движение, ребенок эту игру продлевает. Ещё такие «хвостики» незаменимы в случаях, когда необходимо постепенное увеличение темпа выполняемых движений. Само стихотворение помогает создать ребёнку сюжет, образ, входя в который, малышу интереснее выполнять монотонное, однообразное упражнение. Ребёнок, как актёр, начинает исполнять какую–то роль. Например, в стихотворении «Шик и пшик» — печь блины, переворачивая ладошки то вверх, то вниз. Но прочтя стишок несколько раз и попереворачивав ладошки в том темпе, который задаёт стихотворение, уже можно переворачивать ладошки всё быстрее и быстрее — просто под слова «хвостики», не читая самого стихотворения, ведь образ и роль уже усвоены ребёнком. Игры различаются по сложности:
Игры организуются следующим образом: читая стихотворение, вы совершаете руками нужные движения, предложив ребенку повторять их. Если вы видите, что он не может этого делать, то стоит взять его ручки в свои и совершать движения с ним вместе — до тех пор, пока вы не станет понятно, что он может делать это самостоятельно. Следует иметь в виду, что при игре с самыми маленькими детьми, взрослому поначалу всегда придется управлять пальчиками ребенка.

Занимайтесь с ребёнком сначала по несколько минут в день, а затем столько, сколько это будет интересно ребёнку. Это не означает, что надо идти на поводу у ребенка и прекращать занятия, как только он проявит малейшие признаки скуки; задача взрослого — зажечь в ребёнке искру трудолюбия своим настроением, отношением к занятиям, чувством уверенности, желанием прийти к более точному выполнению заданий.

Игры-потешки представлены в книге семью стихотворными блоками, сменяющими друг друга от простого сложному. Они как книжка в книжке, и поэтому логичное и продуктивнее, начав выполнять игры одной выбранной серии потешек, выполнить её до конца (не имеется ввиду за дин приём) и уже затем выбирать любую другую из семи серий потешек. А игры под рубрикой «Между прочим…» можно выполнять в любом порядке, ориентируясь на имеющийся под рукой необходимый для игры инвентарь.

Перед тем как начинать игру, ознакомьтесь с несложными рекомендациями к ней и разучите движения. После этого можно начинать играть.

Будьте особенно внимательны при игре с мелкими предметами! В таких случаях ребёнка нельзя оставлять одного ни на минуту!

Мы надеемся, что книга станет незаменимой «палочкой-выручалочкой» для взрослых, которые хотят не только интересно и весело, но и с пользой провести время с ребёнком дома, на природе, на даче, в дороге или в любом другом месте — когда есть время и возможность.

Не бойтесь ставить перед ребёнком задачи не по возрасту, ибо, ставя перед собой посильную задачу, мы делаемся только мастерами, а непосильная задача рождает гения.
Желаем вам приятного соТворчества!

Если книга Вас заинтересовала , Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис».