ВОПРОС:
Здравствуйте!
Старшей дочке 4 года,
родилась и живёт в настоящий момент в Великобритании. Семья полностью
русскоязычная. Прошу совета, т.к. те специалисты, к которым я
обращалась, говорят, что она ещё маленькая, подрастёт - проблема уйдёт.
Итак, суть проблемы - ребёнок не идёт на контакт с англоговорящими
людьми, взрослыми и детьми, плачет, истерики часто, боится . Первый и
основной язык в нашей семье - русский, девочка говорит по-русски
хорошо, знает много стихов и песен, хорошо играет с детьми и
взрослыми, говорящими на русском языке, очень счастлива, когда мы
приезжаем в Россию в гости, каждую субботу с ней ходим в русский центр
на занятия, радуется, общается, играет с детьми, отвечает на вопросы и
т.п. Дома нам, родителям, по-английски не даёт говорить даже по
телефону, или плачет до истерики, или рот нам закрывает рукой, с
англичанами вживую тоже самое - не даёт ни им слова сказать , ни нам с
мужем. Стали дома петь песенки английские, по чуть-чуть учить язык,
она уже знает много слов и песен на английском, но как только доходит
до прямого контакта с англичанами, всё повторяется.
С сентября 2009г.
мы стали пробовать ходить в детский сад, идёт туда с неохотой,
мечтает, что сад будет закрыт, там с детьми не играет, на прямой
контакт не идёт, ведёт себя очень неадекватно (например, если все дети
запели песенку, она визжит очень громко, чтобы замолчали), очень
переживает, что не понимает и , мне кажется, даже больше переживает,
что её не понимают, если с ней здороваются-прощаются по-английски,
отворачивается и старается спрятаться. Не хочет подчиняться их
правилам, если что-то начала делать там, то если поросили заняться
другим - громко, очень громко плачет и протестует. Я была вместе с ней
на нескольких занятиях, всё объясняла, но толка никакого, занятия
хорошие, воспитатели и дети очень доброжелательные, но ребёнок их
всех, говорящих на английском, словно боится до ужаса. Послушно идёт в
сад, остаётся там, не плачет, а вот после прямого обращения - ис
терика. В сад ходим 3 раза в неделю на 2,5 часа.
Ни с соседями, ни с
их детьми на контакт не идёт, на игровой площадке всегда
прислушивается, кто на каком языке говорит, если слышит английский -
тянет домой. Такое поведение по отношению к англичанам было всегда и
даже, когда она была ещё совсем малышом, плакала, я извинялась перед
людьми и уходили. Младшая дочь (2 года) совсем другая, различия по
языку не делает. Вот что делать и не знаю. А в сентябре уже надо
старшей идти в школу в ресепшен-класс. Как помочь дочке и не знаю уже,
жду, что станет больше понимать, но как справиться со страхом?
Извините, что так много написала. Спасибо.
Ольга
ОТВЕТ:
Добрый день, Ольга.
Очень трудно сказать, почему у Вашей дочери возникла эта
проблема. Но, судя по тому, что Вы пишите, во многом ситуация
усугубляется непониманием Вашей дочерью английского языка. Поэтому,
действительно, можно надеяться, что с освоением языка, острота
проблемы будет снижаться. Поскольку учить язык лучше в общении и
взаимодействии, могу порекомендовать Вам использовать на занятиях
пальчиковые и рукавичные куклы, с помощью которых можно разыгрывать
диалоги и различные ситуации. При необходимости, это поможет проиграть
конфликтные ситуации и справиться со страхами.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.