Сочетание переменных

В психологии не так уж много истин. Но вот утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка, — истина. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором просвещенный родитель может написать все что захочет, а безграмотный — безнадежно изуродовать. В нем самом есть силы, и не малые. Но Золушка, Павлик Морозов или Ломоносов встречаются не так уж часто.

В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Первая переменная имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.

С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу.
Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям

Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Очень интересные результаты, касающиеся влияния различных видов контроля на личностное развитие детей, получены Боумрином. Он выделил четыре параметра родительского отношения и три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости, а затем соотнес показатели между собой. Перечислим параметры родительского отношения.

Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.

Родительская позиция — важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание является "вставкой" в различные жизненные мотивы человека. Приведу примеры таких мотивов:
Есть и другие варианты таких "вставок". Все они "патологичны" с точки зрения результатов воспитательного процесса, так как лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу.


Автор: Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук