«Может ли другой стать другом?» Тренинг по профилактике ксенофобии

Предисловие к книге «Может ли другой стать другом?» Тренинг по профилактике ксенофобии. (Солдатова Г.У., Макарчук А.В.).

Одновременно с процессами глобализации, унифицирующими многие стороны жизни, все большую ценность для человечества приобретают культурные и индивидуальные особенности. Мы стремимся сохранить уникальность того знакомого, комфортного и безопасного мира, который называем своим, и преисполнены решимости защищать его. В наши дни человек так же, как он это делал всегда, продолжает упорно проводить видимые и невидимые границы, отделяя себя от чужих миров и людей и таким образом справляясь с порождаемыми ими страхами.

В концентрированной форме эти страхи выражает слово «чужой» испокон веков пугающее человечество. Смысл, вкладываемый в это слово, не всегда однозначен. Если вместе с настороженностью «чужой» вызывает также интерес и любопытство, порождая амбивалентные чувства, то в этом случае «чужой» — это скорее «другой». Он нас одновременно и притягивает и отталкивает. Сама по себе такая эмоциональная двойственность не несет негативного значения, и у «чужого-другого» всегда есть шансы стать «своим».

Но все же гораздо чаще в отношении к «чужому» начинает доминировать страх. Ведь исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного, непознанного и незнакомого. Эрих Фромм в своей известной книге «Анатомия человеческой деструктивности» писал, что все чужое, представляя некоторый интерес, в то же время вызывает страх, подозрительность и отрицание, ибо требует неординарных решений (Фромм, 1999). В этом случае «чужой» приобретает негативную валентность, так как помещенный в нашу собственную систему координат, не поддается испытанным способам восприятия, интерпретации и поведения (Шютц, 2003). «Чужой» наполняется особой конкретностью, отличаясь привычками, ценностями, взглядами, и таким образом становится не «другим», а «чуждым», а это значит — «далеким, не имеющим ничего общего с кем-нибудь или чем-нибудь, инородным» (Ожегов, Шведова, 1997). Поэтому «чужих-чуждых» обычно сторонятся, отвергают, их считают виновниками проблем и бедствий, нередко принимают за врагов и ненавидят. И если такой стороной оборачивается рациональное чувство страха человека перед неведомым, то это не что иное, как ксенофобия — страх чужаков, неприязнь и враждебность по отношению к «чуждым», непохожим на нас отдельным людям и целым группам.

В словаре Вэбстера ксенофобия — это «страх или ненависть к незнакомцам, или иностранцам, или к тому, что странно или чуждо». Литературное значение слова предполагает, что ксенофобы — это люди, которые не любят всех чужестранцев, их «инаковость». Такие определения показывают, что главным объектом ксенофобии всегда были незнакомцы или чужестранцы (xenos — посторонние, иностранцы). Причины здесь просты: исторически так складывалось, что появление чужаков, как правило, не предвещало ничего хорошего. В худшем случае они претендовали на поля и пастбища, на имущество, на жен. В лучшем случае — внедрялись в общество, принося с собой перемены. Хорошие или плохие, глобальные или незначительные — это другой вопрос, но чужаки представляли реальную угрозу сложившемуся образу жизни.

Если книга Вас заинтересовала, Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис».

С некоторыми главами из книги можно ознакомиться на нашем сайте, перейдя по ссылкам в оглавлении.

    Содержание:

    Психология ксенофобии - МОЖНО ПОЧИТАТЬ
    Феномен ксенофобии
    Системы чужеродности
    Ксенофобия как социально опасный феномен
    Ксенофобическое мышление: логика угрозы и законы страха - МОЖНО ПОЧИТАТЬ

    Тренинг по профилактике ксенофобии как инструмент развития социокультурной компетентности личности
    Общие рекомендации по ведению тренинга
    Апробация тренинга
    Содержание программы

    Сценарий занятий
    Занятие 1. Знакомство. Я и мы.
    Занятие 2. Мы и другие.
    Занятие 3. Ксенофобия.
    Занятие 4. Может ли «другой» стать другом?.
    Занятие 5. От ксенофобии к ксенологии.
    Занятие 6. Две стороны человека.
    Занятие 7. Человек и его тень.
    Занятие 8. Кто виноват?.
    Занятие 9. Разные, но равные.
    Занятие 10. Стереотипы.
    Занятие 11. Дискриминация.
    Занятие 12. Компромисс и сотрудничество.
    Занятие 13. Эмпатия.
    Завершение тренинга.

    Материалы для ведущего.
    Всеобщая декларация прав человека.
    Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
    Социально-психологические закономерности группового поведения.
    Методы разделения участников на группы.

    Приложения к занятиям.
    Приложение 1.1. Базовые правила групповой работы.
    Приложение 1.2. Визитная карточка.
    Приложение 2.1. «Египетская пирамида».
    Приложение 3.1. Карточки с «именами».
    Приложение 3.2. Карточки с описаниями Homo xenophobicus и Homo xenofiliens
    Приложение 4.1. Схема задания к упражнению «Шесть монет».
    Приложение 4.2. Карточки с названиями расовых, этнических, религиозных и других социальных групп.
    Приложение 5.1. Возможные варианты ответов к упражнению «Сделай меньше».
    Приложение 5.2. Содержание отчета экспедиции.
    Приложение 7.1. Ситуации для упражнения «Тени исчезают в полдень».
    Приложение 7.2. Список негативных качеств и их возможных позитивных эквивалентов.
    Приложение 8.1. Ответ к упражнению «Четыре треугольника».
    Приложение 8.2. Примеры китайских иероглифов с разъяснениями.
    Приложение 9.1. Схема заготовки для игры «Танграм».
    Приложение 9.2. Индивидуальные задания для участников.
    Приложение 9.3. Карточки для участников.
    Приложение 9.4. Рассказ «Гарри Бержерон».
    Приложение 11.1. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
    Приложение 12.1. Схема «Стратегии разрешения конфликтов».
    Приложение 12.2. Карта Подземья.
    Приложение 12.3. Задания для самостоятельной работы делегаций.
    Приложение 12.4. История Толстопузского королевства.
    Приложение 12.5. История Долговязской республики.
    Приложение 12.6. Кто такие толстопузы.
    Приложение 12.7. Кто такие долговязы.
    Приложение 12.8. Что думают толстопузы о долговязах.
    Приложение 12.9. Что думают долговязы о толстопузах.
    Приложение 12.10. Карточки «Стратегии поведения в конфликтах».
    Приложение 13.1. Задания для упражнения «Маслина».
    Приложение 13.2. Классические японоские хокку.