«Психология детской одаренности»

Предисловие к книге А.И.Савенкова «Психология детской одаренности» .

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы. Природа отмечает каждого человека, но свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Неравномерность этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней готовы согласиться. Как-то Мишель Монтень, смеясь, заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток. Одаренным принято считать того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Феномен одаренности и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен. Решение проблемы раннего выявления и развития одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны — единственного, надежного гаранта национальной безопасности. Количество населения, обширные территории, сырьевые ресурсы в новых условиях все больше отходят на второй план и уже не рассматриваются как надежная основа стабильности государства.

В информационном обществе начинают более всего цениться интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей. Ее решение предполагает поиск научно обоснованных ответов на ряд вопросов. Что такое одаренность? Как диагностировать одаренность? Можно ли прогнозировать выдающиеся достижения? Как развивать творческий потенциал человека? В соответствии с этой проблематикой и структурирован материал книги.

Если книга Вас заинтересовала, Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис».

Некоторые главы из книги доступны на наше сайте.

    Содержание:
    ВВЕДЕНИЕ

    РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

    ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ О ГЕНИИ
    1.1. Источники накопления знаний об одаренности
    1.2. Гений и гениальность в трудах философов прошлого
    1.3. Гениальности как продукт воспитания
    1.4. Одаренность в исследованиях врачей и биологов прошлого
    1.5. Учения о гении в философии конца XVIII начала ХIХ вв.
    1.6. Проблема художественного таланта в научных трудах ХIХ века
    1.7. Первые экспериментальные исследования

    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
    2.1. Одаренность в рамках тестологии
    2.2. Рождение IQ
    2.3. Общая и интеллектуальная одаренность
    2.4.Общая и специальная одаренность
    2.5. Интеллектуальная одаренность в трудах русских ученых начала ХХ века

    ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОДАРЕННОСТИ
    3.1. Разработка современных концепций одаренности
    3.2. Одаренность как качественное сочетание способностей
    3.3. Модель «Структуры интеллекта»
    3.4. Возрастная одаренность
    3.5. Интеллектуальная и творческая одаренность
    3.6. Концепции творческой одаренности
    3.7. Модель человеческого потенциала
    3.8. Развитие идеи потенциала
    3.9. Одаренность как проявление своеобразия индивидуального метального опыта
    3.10. Однофакторные и многофакторные модели одаренности
    3.11. Мюнхенская модель одаренности
    3.12. Одаренность как динамическая характеристика личности
    2.13. Динамическая концепция одаренности
    3.14. Продуктивность деятельности и общие способности
    3.15. Одаренность и способности
    3.16. Структурно-динамическая теория интеллекта
    3.17. «Рабочая концепция одаренности»
    3.18. Интегративная концепция одаренности

    ГЛАВА 4. ТВОРЧЕСТВО И ОДАРЕННОСТЬ - можно почитать
    4.1. Проблема определения творчества - можно почитать
    4.2. Психофизиологические основы творчества - можно почитать
    4.3. Творчество и деятельность - можно почитать
    4.4. Творчество как активность бессознательного - можно почитать
    4.5. Этапность творческого процесса - можно почитать

    ГЛАВА 5. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    5.1. Образовательная практика и детская одаренность
    5.2. Общее и частное в развитии
    5.3. Самоактуализация и самоактуализаторы
    5.4. Гетерохрония и диссинхрония развития
    5.5. Изучение особенностей развития одаренных как научно-психологическая проблема
    5.6. Особенности развития когнитивной сферы
    5.7. Особенности развития психосоциальной сферы
    4.8. Особенности физического развития

    РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

    ГЛАВА 6. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
    6.1. Диагностика как центральная проблема психологии детской одаренности
    6.2. Разные уровни решения задач диагностики детской одаренности
    6.3. Организационно-педагогический уровень решения проблем диагностики одаренности
    6.4. Принципы диагностики детской одаренности
    6.5. Основные элементы модели диагностики одаренности

    ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА
    7.1. Диагностика одаренности и диагностика интеллекта
    7.2. Конструирование тестов интеллекта
    7.3. Внутренняя и внешняя валидность

    ГЛАВА 8. ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ
    8.1. Основные подходы к изучению творчества
    8.2. Психометрический подход к оценке креативности
    8.3. Альтернативы психометрическому подходу к оценке креативности
    8.4. Социально-личностный подход к изучению творчества
    8.5. Альтернативный подход к изучению творчества

    ГЛАВА 9. ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ДЕТЕЙ
    9.1. Диагностика и развитие художественных способностей
    9.2. Детское рисование и психическое развитие ребенка
    9.3. Литературно-художественная практика детей
    9.4.Театрально-художественная деятельность детей

    РАЗДЕЛ III. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

    ГЛАВА 10. ОДАРЕННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СРЕДОВОЙ И ГЕНОТИПИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ РАЗВИТИЯ
    10.1. Главная проблема психологии
    10.2. Общая характеристика биологических и средовых факторов
    10.3. Границы генотипа и среды
    10.4. Средовое влияние и развитие одаренности
    10.5. Основные теории взаимодействия среды и генотипа

    ГЛАВА 11. ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ
    11.1. Академический и практический интеллект
    11.2. Эмоциональный интеллект
    11.3. Социальный интеллект
    11.4. Концепция социальной компетентности
    11.5. Пилотажное исследование

    ГЛАВА 12. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
    12.1. Постановка проблемы
    12.2. Психогенетические основания построения прогноза развития одаренности
    12.3. Темп и итог развития
    12.4. Прогноз в динамичном мире
    12.5. Прогнозирование ближайших достижений
    12.6. Ранее обучение и будущие достижения
    12.7. Интеллект и профессиональные достижения

    РАЗДЕЛ IV. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

    ГЛАВА 13. ДИФФЕРЕНЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
    13.2. Дифференциация и индивидуализация обучения в культурно-образовательной традиции
    13.3. Виды дифференциации обучения
    13.4. Формы дифференциации обучения
    13.5. Уровни дифференциации обучения

    ГЛАВА 14. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
    14.1. Содержание образования как фактор развития детской одаренности
    14.2. Интерналистские и экстерналистские основания построения дидактических систем
    14.3. Педоцентрическая модель содержания образования и развитие детской одаренности

    ГЛАВА 15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ
    15.1. Основное и дополнительное образование
    15.2. Количественные и качественные изменения содержания образования
    15.3. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей
    15.4. «Три вида обогащения учебных программ» Дж.Рензулли
    15.5. Модель обогащения содержания образования

    ГЛАВА 16. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
    16.1. Форма организации учебной деятельности
    16.2. Классно-урочная форма организации учебной деятельности и развитие детской одаренности
    16.3. Индивидуальное обучение
    16.4. Альтернативные формы организации учебной деятельности
    16.5. Коллективные формы организации учебной деятельности

    ГЛАВА 17. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
    17.1. Методика разработки программ курсов горизонтального обогащения
    17.2. Традиционные и новые образовательные средства как фактор развития детской одаренности
    17.3. Подготовка педагога к работе по развитию детской одаренности

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
    Приложения
    Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
    Методика — «Карта одаренности»