Психологический портрет. Актёры.

В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к ним (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается негативное самопредъявление. Главное проявление негативного самопредъявления состоит в том, что ребенок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения. В этом и состоит основная особенность его поведения. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности для ребенка найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Частой предпосылкой возникновения этого неблагоприятного варианта развития является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте и его недостатком впоследствии.

Основная психологическая особенность ребенка-негативиста -это позиция «ужасного хулигана», которого окружающие замечают только в тех случаях, когда он их раздражает и возмущает. Взрослые своим поведением как бы оправдывают методы негативного самопредъявления такого ребенка. Приведем конкретный пример.

Диме 9 лет. До пятилетнего возраста он был окружен вниманием всей семьи и рос избалованным мальчиком. В дальнейшем условия его жизни резко изменились, и он оказался предоставленным самому себе. Его школьные успехи удовлетворительны, но не столь высоки, чтобы они могли обеспечить ему заметное положение в школе.
Родители жалуются на высокую конфликтность Димы, негативизм и грубость. По словам мамы, «он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его все время ругали и наказывали. Знает, что накажут - и все равно делает». Сходное поведение наблюдается и в школе. Попытки учителей воздействовать на Диму не приводят к улучшению его поведения.
Психологическое обследование показало, что у Димы очень высок уровень демонстративности (потребности во внимании). Вместе с тем у него нет серьезных достижений ни в одной области. По этой причине он не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов - например, став лучшим учеником в классе. Ему пришлось выбрать другой путь: его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения. Он давно обнаружил, что это - безотказное средство привлечь к себе внимание. Разумеется, таким способом не заслужишь похвал, однако демонстративному ребенку важно получать внимание в любых, даже негативных, формах. Для такого ребенка невыносимо ощущать свою полную незаметность и неинтересность для окружающих. Мальчик чувствителен к социальным нормам, так что его грубость и другие негативные проявления не могут быть следствием их непреднамеренного нарушения по незнанию. Нарушения правил и норм используются ребенком как способ привлечь внимание к себе и к своим эмоциональным проблемам. Дима чувствует себя одиноким и неудовлетворен своими отношениями с родителями. Друзей в классе у него нет.


На этом примере хорошо прослеживается обычная для негативного самопредъявления история развития. В раннем возрасте ребенок воспитывался в атмосфере повышенного внимания со стороны окружающих. Потребность в их постоянном внимании успела стойко зафиксироваться у него. В результате изменения условий жизни эта потребность перестала удовлетворяться. Содержательная деятельность, посредством которой потребность во внимании могла бы реализоваться, не была сформирована. Так сложились типичные предпосылки к возникновению негативного самопредъявления, которое закрепилось по механизму, описанному выше.

То, что и родители, и школьная учительница непрерывно делают мальчику замечания, читают ему нотации, только подтверждает правильность избранной им тактики: в ответ на нарушение правил поведения взрослые удовлетворяют потребность Димы в их внимании. Иногда взрослые и сами замечают, неоднозначность ситуации. Не зря же мама восклицает: «Он как будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали!» В этой фразе только два лишних слова: «как будто». Дима именно нарочно, нарочито ведет себя так, чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают, а это для него гораздо страшнее замечаний и наказаний.

Парадоксальным образом дисциплинарные воздействия, которые взрослые используют для взыскания, оказываются для ребенка-негати-виста поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как безусловная ценность, независимо оттого, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться отрицательной реакции даже легче, чем положительной. Дима, как и другие дети с негативным самопредъявлением, избрал простейший путь, а отрицательные реакции взрослых лишь служат подкреплением его провоцирующего демонстративного поведения.

Наблюдающиеся у Димы трудности в общении со сверстниками довольно типичны. Появление таких трудностей обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте (особенно в начале этого периода) большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Порицания, постоянно получаемые ребенком с негативным самопредъявлением, часто приводят к тому, что соученики принимают оценку учителя и также отрицательно оценивают такого одноклассника. Позднее (в предподростковом возрасте) ребенок с негативным самопредъявлением, напротив, часто воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них весьма высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны.

Итак, вывод о том, что у ребенка сложилось негативное самопредъявление, может быть сделан при сочетании следующих данных:
  • сознательное нарушение ребенком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания;
  • яркая демонстративность, нарочитость при нарушении правил;
  • отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, взрывчатость.
В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением обычно складывается самосознание «нигилиста», чья замет-ность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим. Вызывающее поведение часто проявляется не только во внешнем виде и манерах, но и в декларировании крайне воинственных взглядов и мнений (обычно не особенно оригинальных).

Наташе 15лет. Родители жалуются на вызывающее поведение девочки, нежелание учиться. Наташа пришла на консультацию ярко накрашенная. В носу у нее было кольцо, на руках - несколько «фенечек» (самодельных плетеных браслетов). Волосы выкрашены в розовый цвет. В ответ на вопрос психолога, к какой неформальной группе она принадлежит, девочка гордо ответила, что она - сама по себе и ни с какими «неформалами» иметь дела не хочет. Свой внешний вид она объяснила поисками своего собственного стиля: «Я не хочу походить на кого-либо. Я -такая, какая есть».
Первоначально Наташа была негативно настроена по отношению к психологическому обследованию. Однако интерес к ее взглядам и образу мыслей, проявленный психологом, побудил ее вступить в контакт. В дальнейшем она охотно выполняла предложенные задания, с удовольствием беседовала о себе и о своих отношениях с родителями и со сверстниками.
Психологическое обследование показало, что у Наташи очень высок уровень демонстративности. Самооценка неустойчива. Весьма значима проблема взаимоотношений с противоположным полом (что вполне обычно для ее возраста). Стремление к внешней экстравагантности сочетается с низким уровнем оригинальности мышления. Наташа считает себя художественно одаренной девочкой (она занимается в изостудии). В действительности ее рисунки банальны и маловыразительны, хотя технически хорошо выполнены. Наташа пользуется популярностью в своей компании, хотя ее отношения с подругами высококонфликтны. Несколько раз она предпринимала попытки завязать отношения с мальчиками, но эти отношения очень быстро расстраивались.


Проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстниками являются типичными для подростков с негативным самопредъявлением и гораздо более значимыми, чем сложности во взаимоотношениях со взрослыми. Взрослых же (родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления - это и есть выбранный ребенком способ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).

СОВЕТЫ

Общие принципы взаимоотношений с детьми с негативным самопредъявлением просты, хотя следовать им не всегда легко. Основное - это четкое разделение внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший. Главное - замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается заявить о себе хулиганскими выходками. Если же поведение ребенка вызывающее, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребенка-негативиста, ибо их-то он и добивается. Активное эмоциональное отношение взрослых к его проделкам является не наказанием, а, напротив, поощрением, подкрепляющим эффективность его способов привлечь к себе внимание. Если на такого ребенка кричать и топать ногами, он расценит такую реакцию взрослого как свое большое достижение. Если к тому же дадут подзатыльник - это уже явная победа над педагогическими принципами взрослых, да и над самими взрослыми. Наиболее действенное наказание для негативиста за его проказы - это его полное игнорирование. А главная награда - это любящее, открытое, доверительное общение в те минуты (часы), когда ребенок спокоен, уравновешен и делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор - выключить его, вынуть шнур или предохранитель и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Взрослые должны быть готовы к тому, что в первое время нение стиля общения приведет, скорее всего, не к снижению, а к взо негативизма. На этом этапе ребенок обнаруживает, что средства, с помощью которых он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действовать. Первое, что он попытается сделать, - это «проломить стену лбом»: усилить те средства воздействия на взрослых которые до сих пор были достаточно эффективны.

Очень важно помнить, что поведение ребенка с высокой демонст-ративностью ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания. Он обязательно найдет те или иные способы вызвать реакцию окружающих, и они могут оказаться гораздо хуже тех, что использовались ранее. Внимание, заинтересованность, эмоционально насыщенное общение, - все это должно быть предоставлено ребенку в те (возможно, редкие) промежутки времени, когда он ведет себя хорошо или хотя бы несколько лучше, чем обычно. Скандал, устроенный им пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было.

Итак, во время скандала - холодность и равнодушие, чуть позже - тепло и внимание. Только ни в коем случае не следует устраивать сцен примирения, прощения и т.п., иначе может закрепиться ритуал: скандал - примирение. Прежние нарушения должны быть именно забыты, они больше не должны ни вспоминаться, ни обсуждаться. Если за них было наложено какое-либо наказание, то оно не должно отменяться (разве что ребенок совершит уж совсем выдающийся подвиг - например, по собственной инициативе вымоет полы в квартире).

  • Основной принцип - это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший.
  • Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребенка, ибо их-то он и добивается.
  • Основной способ наказать «негативиста» за его проделки - это лишить его общения. А главная награда - это любящее, открытое, доверительное общение.
  • Очень важно помнить, что ребенка с негативным самопредъявлением ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания.



  • по книге Е.И. Морзовой "Проблемные дети и дети-сироты"