Стратеги выбора профессии

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т. д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями — физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы — цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку»).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами — личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними — деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
  1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  3. пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время — или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств — интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей — «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

I вариант (рис. 1). Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.


Рис. 1-3. Надо, могу, хочу: требования рынка, возможности, желания.

II вариант (рис. 2). Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

III вариант (рис. 3). Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где нахо­дится этот город?» — спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», — ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» — воскликнул сын.
С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгово­го дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, гол­ландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 не­дель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешест­вие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несго­ворчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал ко­пать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
(Дусавицкий А.К. Формула интереса)


С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью.

Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть, а был мальчик, который хотел разыскать Трою... О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются как утренний туман, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т. д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Методика «Профиль»

Инструкция: Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если не нравится — знак «—». Если сомневаетесь — поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

12345678910
11121314151617181920
21222324252627282930
31323334353637383940
41424344454647484950












Мне нравится...

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов: Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 — физика и математика;
2 — химия и биология;
3 — радиотехника и электроника;
4 — механика и конструирование;
5 — геогра­фия и геология;
6 — литература и искусство;
7 — история и политика;
8 — педагогика и медицина;
9 — предпринимательство и домоводство;
10 — спорт и военное дело.
Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. Максимальный балл — пять — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом «хочу», то склонности — это первый шаг к «могу». Попробуйте определить свои склонности с помощью следующей методики.

Опросник профессиональных склонностей

Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию. Можно говорить о склонности к работе, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Опросник поможет вам определить свои склонности к различным видам деятельности.

Инструкция: Выберите один из трех вариантов — «А», «Б» или «В» — и отметьте его в бланке.

1 2 3 4 5 6
1А

В
Б
2
В
АБ
3БА
В

4

Б
ВА
5ВАБ


6БВ


А
7
БВА

8Б


АВ
9
Б
АВ
10


ВАБ
11ВБА


12

АБВ
13А


БВ
14
А
БВ
15В
А
Б
16Б
В

А
17


БАВ
18АВБ


19

В
АБ
20В
Б

А
21
АВБ

22
БАВ

23
В
А
Б
24А


БВ
Всего






1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;
б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

а) достижение науки;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.

8. В людях я ценю прежде всего:

а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду:

а) писать стихи или рисовать;
б) ставить различные опыты;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше привлекает:

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) деловое общение;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять:

а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Я предпочитаю работать:

а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен:

а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.

20. Мне интереснее было бы:

а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

а) делая что-нибудь по хозяйству;
б) с книгой;
в) на выставках и концертах.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о художественной выставке;
б) о ситуации на фондовых биржах;
в) о научном открытии.

24. Я хочу работать:

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка: Подсчитайте число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10 - 12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7 - 9 баллов — выраженная профессиональная склонность.
4 - 6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0 - 3 баллов — профессиональная склонность не выражена.

Шесть колонок — это шесть видов деятельности:
1 — склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление). Люди, успешные в профессиях этой группы, общительны, способны находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, особенности.

2 — склонность к исследовательской деятельности, научной работе. Таких людей отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Обычно они предпочитают размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 — склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; управление транспортом. Эти профессии требуют от человека хорошей координации движений, внимания, практических навыков.

4 — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

5 — склонность к экстремальным видам деятельности (спорт, путешествия, экспедиции, охранная и оперативно-розыскная деятельность, служба в армии). Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом и преобразованием текстов; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека педантичности, собранности и аккуратности.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом, с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но при этом самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Как управлять своими интересами и склонностями

Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

...Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование — тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение — блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
— Что, брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему:
— А, это ты, Бен! А я и не заметил.
— Слушай-ка, я иду купаться. Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том посмотрел на него и сказал:
— Что ты называешь работой?
— А разве это не работа?
— Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...
...Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками лю­дей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать ка­кой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.


Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы — большая честь и редкое удовольствие. А главное, что они испытали эти чувства на самом деле!

Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для этого нужно соблюдать следующие условия:
  1. добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
  2. постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
  3. положительные эмоции — «усилие на грани приятного»: заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке — в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Следующее необходимое условие правильного выбора профессии — учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей.

Читать далее Способности и профессиональная пригодность

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Г.В.Резапкиной : «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.»