Репрезентативные системы у детей до 7 лет

Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации (представления) собственного опыта взаимодействия с миром. У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт. Вот описание основных репрезентативных систем:
  • - Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
  • - Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
  • - Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
  • - Дискретная или дигитальная репрезентативная система - это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.

Свой опыт человек может хранить в репрезентативной системе, которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был воспринят. Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого взрослого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой предпочтительной системе человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить минимум на три категории (с учетом использования ими репрезентативных систем): Визуалы, Аудиалы и Кинестетики.

Но так было не с самого рождения.

Выбор ведущей репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?

Ребенок воспринимает мир всеми чувствами.

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека, а формируются постепенно. Эксперименты последних десятилетий показали, что младенец в первые недели жизни обладает качеством, которое было названо «амодальное восприятие». Это означает, что, получая информацию любой модальности, младенец в состоянии перевести ее в любую другую сенсорную модальность. Возможно, младенец не воспринимает сенсорную информацию как принадлежащую какому-то определенному сенсорному каналу, возможно, она воспринимается в какой-то надмодальной форме – в форме представлений. Воспринятая информация кодируется и переводится в амодальные представления, которые и могут быть узнаны любым сенсорным каналом.

На первом году жизни формируется различная анализаторная деятельность, причем не одновременно, а последовательно, по мере выработки системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной чувствительности и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка - это возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.

Исследователи сопоставили развитие перцептивных действий руки (осязательно-двигательных) и глаза (зрительно-двигательных) в ранней онтогенетической эволюции, придя к двум важным выводам:
1) разные способы ознакомления и выбора у детей формируются не одновременно;
2) с возрастом наблюдается сближение эффективности разных способов ознакомления и выбора.

Это означает, что по отношению к одной задаче или классу задач формируется взаимозаменяемость различных способов преобразования информации.

В ходе развития ребенка доминирование слуха и зрения начинает определять сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, когда слово воспитателя и наглядные пособия играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не к индивидуальным особенностям чувствительности, хотя они и приобретают более выраженный характер.

Индивидуальные различия чувствительности относятся именно к взрослым людям, и лишь частично – к подросткам. Очевидно, в процессе жизни индивидуализация чувствительности прогрессирует, что связано с общим процессом развития личности.
Необходимым условием развития и формирования индивидуальных типологических различий восприятия и представления является накопление жизненного опыта, понимаемого как опыт отношений к миру.

Для родителя важно понимать: "Не надо бежать впереди паровоза" и пытаться определить ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.

Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах (информацию любой сенсорной модальности). Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир и тем шире будут его возможности.

Предпочитаемая репрезентативная система у дошкольника - это скорее миф, чем нечто существующее. Тем более не причина, чтобы использовать какую-то одну репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.

В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.

loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*