Определение ведущей репрезентативной системы: глазодвигательные реакции - мифы и факты.

Концепция репрезентативных систем нашла свое применение и в педагогике. Некоторые педагоги-новаторы разделяют всех учащихся на группы в зависимости от ведущей репрезентативной системы (далее ВРС), т.е. на три группы – на тех, кто воспринимает и лучше усваивает учебную информацию визуально, аудиально или кинестетически. Связывая трудности в учебе с несовпадением учебного и педагогического стиля, они предлагают индивидуально подбирать педагогический стиль в зависимости от ВРС учащегося (*Ливер Б., 1995). Не зависимо от правильности такого подхода неизбежно возникает вопрос о методах определения репрезентативных систем.

Одним из наиболее популярных является метод определения ВРС на основе глазодвигательных реакций - движения глаз человека в зависимости от выбора реперезентативной системы для сообщения своего опыта.
На основе эмпирического опыта основатели нейро-лингвистического программирования (НЛП) Бэндлер и Гриндер сделали вывод, что при обращении человека в процессе мышления к той или иной репрезентативной системе характерным образом изменяются и движения его глаз. Регистрация направления движения глаз служит показателем используемой в данный момент репрезентативной системы.

В самом общем виде схема глазодвигательных реакций такова:
  • - движения глаз влево, вправо или влево-вниз свидетельствуют об обращении к аудиальной системе;
  • - движения глаз влево-вверх, вправо-вверх и прямо расцениваются как использование визуальной репрезентативной системы;
  • - движения глаз вправо-вниз являются показателем использования кинестетической репрезентативной системы .

Внимание, вопрос: "У всех ли 100% людей это так и есть ?" Логично было бы ответить : "Нет".

Большинство "нормально организованных" людей праворуких дают такие реакции. Лувши показывают противоположные, инвертированные реакции. Большинство людей смотрят налево вверх, вызывая образы-воспоминания, и направо вверх, вызывая сконцентрированные образы. Но многие из нормально-организованных правшей смотрят направо вверх, когда дело идет о вспоминаемых образах.

Но многие педагоги, психологи, и даже исследователи об этом забывают. И совершают ошибку в использовании этого метода, и, как результат, получают неверные результаты, что приводит их к разочарованию в данном методе. Между тем, родоначальники НЛП Бэндлер и Гриндер несколько иначе описывали использование этого метода.
В данном способе предполагалась предварительная подстройка, суть которой в том, что исследователь задает исследуемому несколько вопросов, каждый (два или три подряд) из которых касается одной из репрезентативных систем, регистрирует движение глаз исследуемого при ответе на эти вопросы и, исходя из результатов, строит карту глазодвигательных реакций (авторы называют ее церебральной организацией).
Такое использование предварительной подстройки позволяет построить индивидуальную схему глазодвигательных реакций. Это позволяет учитывать вероятность глазодвигательных реакций, отличных от среднестатистических.

Какой бы не была схема глазодвигательных реакций (среднестатистической или отличающейся от нее), она будет типичной для данного человека.

Вот отрывок обучающего семинара Бэндлера и Гриндера, описанного в книге "Из лягушек в принцы", в котором приведено Упражнение для определения ВРС:
" Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем. Один из вас будет — А, другой — Б. А будет задавать вопросы. Упростите себе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я (*по репрезентативным системам). Начните с эйдетических (*образов визуальных воспоминаний) визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине? Какого цвета глаза вашей матери? Все эти вопросы касаются того, что люди когда-то действительно видели.

Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда видел и должен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бы выглядели если бы были лысыми?

Потом можно перейти к аудиальным вопросам. Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего? Попробуйте услышать как вы поете песню «У Мэри был ягненок? « Это — все вопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта.

Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответов на визуальные вопросы.

Теперь задайте несколько кинестетических вопросов: Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота? Женщина (*вопрос от участницы семинара): Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально услышанный звук, или когда он представляет себе, чтобы напомнить этот звук? (*ответ): Когда вы говорите «представляет», то это предполагает «представление», картины, зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать. Различия, о которых вы спрашивали, конечно будут. Откройте их для себя.

Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, что слово «думать» представляет собой одну репрезентативную систему.

Но это не так. Слова думать, понимать, осознавать, верить, чувствовать, знать» являются НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ. Не используйте этих слов, потому что ответ, который вы получите, будет случайным.

Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например, « Помните, ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последний раз случалось плавать? « В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал две вещи: вспомнил и почувствовал. Они могут вспоминать визуально, аудиально или непосредственно кинестетически. Это двухступенчатый процесс. Сначала человек вспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает для себя чувство, которое испытывает при плавании.

Если вы получаете ответ, смысла которых понять на можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, вопросами которые задаете. Связывайте род информации заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете спрашивайте: "Вот, что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту?" Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить.

Вы встретитесь с людьми самой необычной церебральной организацией (* картой глазодвигательных реакций) в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем сенсорном опыте образовалось, кто что делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя, то что вам удастся открыть.
"
loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*