Перевод подростка в новую школу
Вопрос:
У нас такая проблема. С нового
учебного года мы с мужем перевели дочь (15 лет) в другую школу. Прежняя школа
была частной, платной, в классе 14 человек, этакие тепличные условия. Летом все
вместе решили, что стоит попробовать поучиться в новом, большом коллективе ( 3
гола до поступления в ВУЗ и т. д. ) Вита ( наша дочь) была не против и даже
рада. Но шло время и каждый день она приходила домой
мрачной, подавленной. Причина - нет контакта с одноклассниками, хотя человек она
достаточно общительный. Если раньше ей было итересно на уроках, сейчас полное
безразличие. Мы говорим ей, мол, подойди к девочкам, поинтересуйся
школой, учителями, дискотеками, расскажи что-нибудь про себя и
т. д. Говорит, пробовала, но в ответ лишь односложные ответы. . . Мы объясняем, что
прошло всего 3 недели, этого мало, чтобы освоиться, привыкнуть. Вита всё это
понимает, но говорит, что ей там плохо, тоскливо, ничего не хочется, просто
отсиживает время. Очень хочет в старую школу ( материальные возможности есть ) . Уважаемые
психологи! Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок учился в новой школе ( хотя бы ещё
какое-то время, а вдруг привыкнет и понравится ) или всё-таки перевести назад, в
старую школу, сделать так, как хочет дочь, как говорится сразу же пойти у неё
на поводу?
Отвечает Полина Андреевна Коровьева
Из Вашего письма не очень ясна причина перевода в новую школу - если дело
только в небольшом коллективе частной школы, то, на мой взгляд, 14
человек - это условия не тепличные, а оптимальные для продуктивной учёбы.
Большая численность класса вовсе не способствует получению знаний, да и
успешной социализации тоже, хотя и существует такой распространённый
стереотип. Тепличными условиями можно назвать классы, где меньше 10 человек,
но именно в них на деле может быть максимально реализован индивидуальный
подход к ученикам, о чём не стоит забывать. Даже если в будущем профессия
Вашей дочери будет связана с работой в большом коллективе, успешный опыт
социализации в маленьком классе принесёт гораздо большую пользу, чем
отрицательный опыт в большом.
Конечно, три недели это небольшой срок для адаптации. Нужно время, чтобы
привыкнуть к учителям и одноклассникам, новым порядкам. Но часто ребёнок,
переведённый в старших классах, так и остаётся "новичком" до окончания
учёбы; такое случается, если в классе уже сложился крепкий коллектив,
живущий напряжённой внутренней жизнью, или же наоборот, класс настолько
разрознен, что каждый занят только собой и внешкольными делами. Меня прежде
всего насторожили Ваши слова о том, что девочке там плохо, тоскливо и
учиться не хочется. На самом деле, опыт показывает, что при переводе в
таком возрасте, если сразу "не пошло", то потом, даже если Вита привыкнет к
новой школе, всё равно она гораздо больше потеряет в результате переживаний
и старания приспособиться к новым условиям. На мой взгляд, не стоит
рисковать, подвергая её этому стрессу. Тем более она сама очень хочет
обратно, и стоит не просто учитывать её мнение, а очень серьёзно думать
прежде чем противоречить ему, особенно в таких вопросах.
Конечно, я не вижу полной картины, но с такой ситуацией мне приходилось
сталкиваться не раз, и в большинстве случаев "новички" были в проигрыше.
Подумайте, взвесьте всё ещё раз, обязательно поговорите с дочкой - только
она может подсказать Вам правильное решение.