Неадекватно ведёт себя в детсаду


Вопрос

Я хотела бы задать вопрос - пожалуйста, помогите, мы уже все издергались, затаскали ребенка по врачам, может быть вы что-нибдь подскажете. Ребенку 5 лет. Ходим в детский сад 3-й год, в группе почти все дети младше его. Ребенок вообще чувствительный, плаксивый, очень привязан к воспитательнице. Дело в том, что когда начали ходить в сад он долго плакал, потом вроде адаптировался, а потом он стал вцепляться детям ногтями в лицо и царапал их. Это продолжалось почти 2 года, мы ходили на психокоррекционные занятия к детскому психологу , но в саду сказали, что результата не видно. Невропатологи говорят, что из-за перенесенной родовой травмы его подкорка не доросла до нормы, и что с возрастом это проидет и дорастет до нормы. На следующий год мы собираемя в логопедический сад, и я боюсь, что ситуация повториться, хотя мы уже сейчас его готовим к смене садика. Так вообще он общительный, обожает детей, но вспыльчив, любит командовать. У нашего папы абсолютно такой же характер, у меня в детстве были такие же проблемы - я не хотела ходиьть в сад и кусалась, если меня обижали.

Отвечает Ирина Ведина

Скорее всего, из-за физиологических особенностей у Вашего ребенка неординарная психическая организация. Его обостренные реакции - это способ снять напряжение, которое он просто не умеет никаким образом уменьшить, кроме как проявить агрессию.

У Вас есть примеры его положительного отношения к другим детям, общительности. Тогда можно предположить, что его негативные реакции - ситуативные, спровоцированные усталостью, неудовольствием, неудовлетворением его потребностей. Вашему ребенку труднее справляться с этим, чем другим детям. Есть такое понятие как недетсадовский ребенок. Таких детей предпочтительнее воспитывать в группах с небольшим количеством детей, потому что это меньшее давление на психику. За ними нужно специальное наблюдение, которое даст ответ на вопрос - в каких ситуациях, когда происходят агрессивные выпады и смягчать условия.

Получается, что или ребенка, в какой-то степени. ломая его, надо приспосабливать к существующим условиям, или создать условия для смягчения и нейтрализации его негативных реакций. Первый путь - обычный путь социализации большинства детей, связанный с надеждой на возрастные изменения, второй - терапевтический, когда происходит подстройка под ребенка и его лечение ситуацией общения, коррекции среды. Второй вариант могут позволить себе не все родители, потому что это связано с материальными затратами. Но в обычном детском саду трудно уделить столько внимания Вашему ребенку, сколько ему надо. Существует опасность, что ситуативная агрессия трансформируется и превратится в черту характера, хотя в самой агрессии ничего плохого нет, но весь вопрос в том, может ли человек ее контролировать и проявлять в социально приемлемых формах.

Насколько я знаю, у Шишовой проводятся коллективные занятия. Мне кажется, что Вашему ребенку нужны индивидуальные занятия с детским психотерапевтом, который мог бы проводить коррекцию. Но обычно этот процесс довольно длительный.

Ваши усилия могут заключаться в том, чтобы никогда не повышать на него голос, быть ласковыми с ним, читать ему добрые книжки, обсуждать их, обращать его внимание на тех людей или детей, которые нуждаются в помощи, предлагать ему вместе им помочь. Надо его гладить, как бы массируя все тело очень легкими успокаивающими движениями. Не предлагать возбуждающие занятия, меньше смотреть телевизор. Т.е. среда должна быть успокаивающей, не провоцирующей его на агрессию и снимающая усталость и напряжение.

Всех Вам благ в нелегком деле воспитания ребенка!