Потягушки

Занятия с 9-18 месячными детьми.
Рекомендуется заниматься с малышом, пока он сосредоточен, ни в коем случае не через силу.

Игры на коленках.

Подбрасывание ребенка в четком ритме очень полезно, особенно вместе с песенками или ритмичными стишками. Такие занятия развивают чувство ритма, речь. Все эти игры хороши в метро.

Для всех этих игр характерны три стадии:
(1)На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка.
(2)Малыш сидит напротив, мама корректирует.
(3)Ребенок выполняет движения самостоятельно.

На 1 ритм
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква! )

Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать. Затащить малыша на колени, потом скинуть. Лучше напевать.
На 2 ритма
Гуси и лебеди летают по-разному, гуси машут крыльями с большой амплитудой, лебеди – круговыми движениями, а комарики зудят и мелко вибрируют. Игра развивает дикцию, помогает ребенку связать речь с действиями.
Другой вариант: Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.

Кулачки стучат по полу.
На строчку «заиграли локотки» локти стучат по коленкам. На последнюю строчку ручки над головой изображают домик. Вся потешка говорится нараспев.
Сначала малыш хлопает в ладоши, потом стучит ладошками по полу, потом топает. Чередовать медленный и быстрый ритм, подбрасывая малыша на коленях, или, если ребенок уже ходит, ходить с ним и бегать. Сначала медленно покачивать всем телом, вытянув руки в стороны, потом быстро и энергично махать руками. Во все «птичьи игры» хорошо играть во время прогулки. На 2 ритма
Покачивать малыша в такт потешке, или водить хоровод, покачиваясь, сбегаясь к центру и разбегаясь.
Полезно научить малыша дуть на свечку или на легкий предмет, подвешенный на нитке.

На 3 ритма
Другой вариант: На 3 ритма
Можно держать малыша на коленях и покачивать, а если малыш уже ходит, то идти с ним сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Обычно детям нравится, если при этом мама держит ребенка за обе руки, и идет вместе с ним.
Кулачки перед животом крутятся друг вокруг друга, потом стучат по полу одновременно, потом – один кулачок стучит по другому. С ребенком постарше можно повторить все то же самое с мизинчиками.
Другой вариант:
На 1 ритм (для рук)
На 3 ритма
Малыш крутит руками, показывая, как крутится мельница, и дует как ветер. Потом показывает, какие большие мешки, а потом хлопает ладошками с переворотом, изображая пирожки. Ритм постепенно ускоряется.
Полезно чередовать сидячие и ходячие игры.

Хоровод-1.
Хоровод-2.
Парная карусель
Мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами. Для больших детей можно, изображая качели приседать и вставать по-очереди, но малышам это трудно.
Большая карусель.
В эту игру лучше играть, когда есть много детей. Дети берутся за руки и идут по кругу, изображая карусель, и разгоняясь, а потом замедляясь. Детки сначала не хотят давать друг другу руки, и их надо этому постепенно научить. Кроме того, такие хороводы учат детей делать одинаковые движения в такт, обращать внимание на других детей.
Ребенок стучит кулачками по полу, изображая капли, или ходит и топает ножками в такт каплям.
Щекоталочка.
ТОПОТУШКИ
Важно научить ребенка громко топать, извлекая звук!
Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту.
На мотив «Сердце красавицы склонно к измене»
Песенки на разные случаи.

УТЕШАТЬ
Не плачь, не плачь,
Куплю калач,
Не вой, не вой,
Куплю другой,
Не реви, не реви,
Куплю сухари!

ДОГОНЯТЬ
Курочка бежит,
Куропаточка спешит,
Девочку догоню,
Красавицу догоню,
За руку возьму.

ОБЛИВАТЬ
С гуся вода, с лебедя вода,
С нашего Ванюшеньки вся худоба.
Вода книзу, дитя кверху,
Расти с брус вышины и с печь ширины!

ОДЕВАТЬ
Тетка Агашка,
Сшей мне рубашку,
Едем прокатиться,
Надо нарядиться!

ИГРЫ НА ПОДУШКЕ
(Для самых маленьких: от полугода и – до года,
а если нравится, то и после)
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает.
Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки.
Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке

ИГРЫ С ГОЛОВОЙ

Эти игры учат ребенка слушать свое тело, расслабляться. Обычно те мамы, которые делали со своими детишками динамическую гимнастику, стараются и в год, и после года делать многие движения за ребенка – качают его, крутят, кувыркают. А малыш уже и сам многое может!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Игры, развивающие координацию пальцев, очень полезны для развития мышления и речи. Именно поэтому хорошие логопеды активно пользуются ритмичными стишками, которые сочетаются с движениями пальцев. Самая известная из этих игр – «Сорока-ворона».

Кроме самих пальчиковых игр, для развития мелкой моторики рук у детей хороши лепка, рисование, аппликация, игры с мелкими предметами. (разумеется, под присмотром – ведь дети все тянут в рот и могут проглотить пуговицы и бусинки. ) Для этих игр очень хорошо подходят:
бирюльки, мелкие колечки и бусинки,
мелкие колечки от штор можно надевать на пальчики,
бусинки катать каждым пальчиком,
полезно катать колбаски из теста или пластилина,
играть с мотками шерстяных ниток, сматывать нитки на клубок и на катушку,
мозаику с крупными деталями вставлять в дырочки,
наборы мелких деревянных грибочков или овощей,
пуговицы.
Вот песенка, в которой изображаются знакомые малышу действия. Заодно такие песенки помогают ребенку лучше запомнить названия частей тела.
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а конце снова по одному прячутся в кулак.
Датская народная песенка

Два гномика изображаются кулаками с поднятыми вверх большими пальцами. Гномы подмигивают глазками, потом изображают, как они лезет вверх по горе, а потом строят островерхий домик из прямых ладошек. Потом гномы спят, пыхтя и сопя, подложив ладошки под щеку.
Английская народная песенка

Одна рука изображает одну птичку, другая – другую. Улетают птички за спину, потом снова прилетают на коленки.
Птички-синички хлопаем в ладоши или изображаем птичек двумя руками
Оригинал на английском языке.
Знакомство с названиями пальцев.
Мальчик-пальчик Пальчики Птички
В деревне.
(Поросенка: хрюки-хрюки, кулак приставлен к носу как пятачок
Коровенку: муки-муки, пальцы изображают рога
Кисоньку: мяу, мяу кошка поглаживает усики пальчиком
И так далее)

ТЕРЕМОК
Для этой сказки нужно изготовить реквизит – домик с окошками и большой дверью, и игрушки – лучше всего самодельные, пальчиковые. И так далее, пока не пришел медведь, который залез на крышу и уронил домик… Только не говорите, что медведь сломал домик – иначе малыш разломает ваш теремок. Если ребенок еще маленький, то персонажей должно быть всего 3-4, а дальше можно и больше. Приходят Лисичка-сестричка, Волчок- серый бочок, Лягушка-квакушка, Зайчик- побегайчик...

Детям очень нравится смотреть, как перед ними разыгрывают сказки, и они сами гораздо раньше начинают играть в ролевые игры с игрушками и друг с другом.