Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие
психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в
компании - как занятную игру.
Мы же предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми.
Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто
с удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому
12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для
размышления о себе и мире, а вы получите довольно-таки чёткий срез их
эмоционального состояния, причем как сознательного, так и
бессознательного.
Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте
рядышком с ребёнком и предложите ему "путешествие". Пусть он закроет
глаза и представит, что вы идёте по лесу. Мягко и бережно задавайте
вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не
содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например,
слово "перейти" имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово
"преодолеть"; "оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте
всё, что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы -
тогда размотаете.
Представь/те себе...
Итак...
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли
ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь
пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты
что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на
другой берег?
Ты оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом? Хочется
тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На
двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай
"надпись".
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В какую
комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме? Ты
пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши
чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких
выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь
делать? Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя
- забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко
они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от берега? Ты будешь
до него добираться?
Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось. Ты возвращаешься
домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным. Не спеша открывай глаза.
Скажи, тебе понравилось?
А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт
ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и добрый
ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть ни
в коем случае.
Расшифровка.
Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций. В тесте даны
ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей.
Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как
все, но именно поэтому в тесте есть "дублирующие" ситуации и образы,
чтобы картина была более чёткой.
Итак,
лес и прогулка по
лесу символизируют то, как человек воспринимает
саму жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница - вышел
ребёнок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание на сам лес -
насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно
посмотреть на то, каким видит ребёнок
дом издалека.
Светлым или тёмным,
симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в
семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет
особенно - крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую
деревяшками) входную дверь.
Родник - это
восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он
видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он не
привык ждать от жизни милостей.
Так же и
животное
- это то, как видит
других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или
пушистая белка, кто первым идёт на контакт - он сам или детка ждёт,
пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели?
Тоже довольно
показательно.
Река и стена
- это символы препятствий. Как человек преодолевает их в
тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще
боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже
готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на этот
пункт внимание, если в нем появились крайности - "взорву на фиг" или
"повернусь и уйду".
То,
на что в доме
обращает внимание человек, - для него
значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр
дома. Кто-то сразу замечает детскую. Стоит обратить внимание, если при
описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что
какую-то сферу жизни или какого-то человека ребенок игнорирует
бессознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается
вся семья. Может быть, тут что-то не так - например, ребенку в этот
период жизни нужно уединиться и подумать, а не "тусоваться" со всеми.
Кстати, обратите внимание на общее описание дома - тесно, просторно,
темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить
чердаку
и подвалу. Чердак - это все
знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в
школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется
аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты
или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может
быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал - это
все подсознательные или плохоосознаваемые устремления,
знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно
лезет в подвал и с удовольствием там находится - то, скорее всего, его
подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится идти в
подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего,
ребенка тревожат какие-то смутные страхи. Кстати, то же самое касается
норы. Если
ребенок легко проходит мимо или лезет в нору "покричать",
посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего, скрытых страхов у
него немного.
Белая комната, лишенная
любых выступов, - это метафора смерти. Не
ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там
человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто
чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание
на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем
болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря
- это, как ни странно, родственники. Проверьте себя,
посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень
шума", который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец,
корабль
- это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко
ребенок видит детали корабля, это покажет, насколько четко ребенок
представляет себе, чего он хочет. Если это пиратский корабль - тоже
ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, посмотрите,
какие разочарования сейчас гнетут юного человека. Еще одни
критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще
не может, и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще много
лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о
корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы
добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не
пугайтесь, это возрастное "видение мира", оно проходит, когда выросший
человек начинает лучше себя понимать.
Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, - еще не повод
записывать себя или ребенка в разряд "неблагополучных", это всего лишь
слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то
спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.
Авторы: Заряна и Нина Некрасовы