Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.
Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных
нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
(слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
сферах, условно могут быть разделены на два класса:
- специфические для определенного возрастного этапа
(например,
отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
явлением развития);
- неспецифические (общие) - такие нарушения
в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
ситуативное эмоций и пр.
Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.
Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
в личностном развитии.
Так, в
младенческом
возрасте эмоциональными нарушениями личности
являются:
отсутствие "комплекса оживления", определяющего
эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
развитии ребенка);
задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
которая в норме возникает в три месяца;
неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
(например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
т.п.);
апатия и равнодушие ребенка в ситуации
взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На
втором году жизни
эмоциональными нарушениями являются:
отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
серьезной аномалией процесса развития личности;
высокая интенсивность и длительность эмоционального
заражения, "застревание" эмоционального процесса, который в норме у
ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
при общении с близкими людьми прежде всего,
родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
занятия) вызвать недовольство или противодействие;
отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрослых людей;
эмоциональная фиксация на каком-либо одном
предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
манипулировании предметом являются признаком нормального развития
эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
депрессия, длительность которой не адекватна силе
воздействия. Так, если небольшое неприятное событие ("шлепок" со
стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
удовлетворение потребностей (ситуациях "хочу нельзя"). Вне подобных
ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
дошкольного возраста такое явление не свойственно,
так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
"мечется", не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;
равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
восстанавливает нормальное развитие ребенка.
В
дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
являются следующие
феномены:
отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет на
развитие просоциальной мотивации и "объединяющих" чувств, регулирующих
межличностные отношения.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
"застреванием". Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
ибо регулярная "эмоциональная неадекватность" может рассматриваться как
аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
нейродинамики психических процессов.
Отсутствие эмоционального предвосхищения
может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
желаний другого человека;
отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
"близкого", симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
раннем, но и дошкольном возрасте;
отсутствие специфического феномена эмоциональной
саморегуляции для дошкольного возраста "чувства
вины", связанного с новым типом самосознания ("Это я сделал") и
способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
агрессивность.