Введение к книге Татьяны Кислинской «Гениальность на кончиках пальцев: развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет.».
Книга адресована тем счастливым взрослым, которым выпала радость заниматься
воспитанием, досугом и развитием детей. Она станет незаменимым
руководством как для родителей, так и для педагогов и психологов,
работающих в детских садах и психологических центрах, занимающихся
организацией психологической помощи детям на ранних этапах развития.
Очевидна польза от подобных видов деятельности как для развития
здоровых детей, так и для развития — и тем самым оздоровления —
особенных ребят (с нарушениями в развитии, имеющих проблемы в
овладении речью, навыками рисования, чтения, письма и пр.). С такими
детьми можно проводить эти игры и в более старших возрастах.
В
книге представлены пальчиковые игры двух типов: потешки-стихи,
сопровождаемые специальными движениями, и увлекательные игры
«быстрого приготовления» под общим названием «Между
прочим…». Рассчитаны они на детей в возрасте от года до
четырех лет.
Между
прочим, множество увлекательных и забавных игр по развитию мелкой
моторики можно придумать, используя самые обычные вещи, которые
всегда рядом с нами и терпеливо дожидаются своего перевоплощения в
новую и, возможно, не менее важную роль своего бытия в нашем мире. В
этой книге даются 100 развивающих игр «быстрого приготовления»,
которые легко организовать и которые могут стать любимыми играми
вашего ребёнка. Если вы с ребёнком усвоите главный закон
преображения, когда ВСЁ может стать ВСЕМ, ВСЁ пригодно для ВСЕГО и
ВСЁ можно заменить ВСЕМ, то вы и сами сможете придумывать такие игры
— опираясь на свое воображение.
Поскольку
на втором-третьем году жизни речь ребенка представляет собой комплекс
«слово + движение, действие, жест, мимика», то параллель
«стишок + пальчиковая игра» активизирует его развитие.
Малыши любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых
и принимать в них участие. Повторяя стишок, взрослый побуждает детей
подражать ему, и те с удовольствием делают это. Они выполняют
движения и сначала произносят отдельные слоги и слова одновременно со
взрослым, затем запоминают и воспроизводят вслед за взрослым простые
слова-«хвостики» (топ-топ, хлоп-хлоп и т.п.), а затем
начинают повторять и фразы, короткие стихи, причём копируя интонацию
взрослых.
Некоторые
потешки приобрели общее забавное название — «потешки с
хвостиками». «Хвостики» — это короткие слова,
звукосочетания и звукоподражательные слова (топ-топ, ах и ох, плих и
плюх и т.п.), которые вынесены в названия потешек и могут
неоднократно повторяться помимо текста самого стишка, сами по себе.
При этом словечки сопровождаются понятными и доступными ребенку
движениями, и воспроизведение их в сочетании с движениями может
продолжаться долго — уже после окончания стихотворения. Каждое
удачное движение, действие вызывает у детей радость и чувство
удовлетворения, а «хвостики» помогают ребёнку сразу
активно включиться в игру. Более того — приговаривая
слова-«хвостики» и повторяя при этом разученное движение,
ребенок эту игру продлевает. Ещё такие «хвостики»
незаменимы в случаях, когда необходимо постепенное увеличение темпа
выполняемых движений. Само стихотворение помогает создать ребёнку
сюжет, образ, входя в который, малышу интереснее выполнять
монотонное, однообразное упражнение. Ребёнок, как актёр, начинает
исполнять какую–то роль. Например, в стихотворении «Шик и
пшик» — печь блины, переворачивая ладошки то вверх, то
вниз. Но прочтя стишок несколько раз и попереворачивав ладошки в том
темпе, который задаёт стихотворение, уже можно переворачивать ладошки
всё быстрее и быстрее — просто под слова «хвостики»,
не читая самого стихотворения, ведь образ и роль уже усвоены
ребёнком.
Игры
различаются по сложности:
- игры, в которых пальцы обеих рук малыша совершают одинаковые движения;
- игры, в которых движения правой и левой рук различаются;
- сюжетные игры: движения рук сменяют друг друга (игры такой сложности могут
освоить малыши от трех лет и старше).
Игры
организуются следующим образом: читая стихотворение, вы совершаете
руками нужные движения, предложив ребенку повторять их. Если вы
видите, что он не может этого делать, то стоит взять его ручки в свои
и совершать движения с ним вместе — до тех пор, пока вы не
станет понятно, что он может делать это самостоятельно. Следует иметь
в виду, что при игре с самыми маленькими детьми, взрослому поначалу
всегда придется управлять пальчиками ребенка.
Занимайтесь
с ребёнком сначала по несколько минут в день, а затем столько,
сколько это будет интересно ребёнку. Это не означает, что надо идти
на поводу у ребенка и прекращать занятия, как только он проявит
малейшие признаки скуки; задача взрослого — зажечь в ребёнке
искру трудолюбия своим настроением, отношением к занятиям, чувством
уверенности, желанием прийти к более точному выполнению заданий.
Игры-потешки
представлены в книге семью стихотворными блоками, сменяющими друг
друга от простого сложному. Они как книжка в книжке, и поэтому
логичное и продуктивнее, начав выполнять игры одной выбранной серии
потешек, выполнить её до конца (не имеется ввиду за дин приём) и уже
затем выбирать любую другую из семи серий потешек. А игры под
рубрикой «Между прочим…» можно выполнять в любом
порядке, ориентируясь на имеющийся под рукой необходимый для игры
инвентарь.
Перед
тем как начинать игру, ознакомьтесь с несложными рекомендациями к ней
и разучите движения. После этого можно начинать играть.
Будьте
особенно внимательны при игре с мелкими предметами! В таких случаях
ребёнка нельзя оставлять одного ни на минуту!
Мы
надеемся, что книга станет незаменимой «палочкой-выручалочкой»
для взрослых, которые хотят не только интересно и весело, но и с
пользой провести время с ребёнком дома, на природе, на даче, в дороге
или в любом другом месте — когда есть время и возможность.
Не
бойтесь ставить перед ребёнком задачи не по возрасту, ибо, ставя
перед собой посильную задачу, мы делаемся только мастерами, а
непосильная задача рождает гения.
Желаем вам приятного
соТворчества!
Если книга Вас заинтересовала , Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис».
Содержание книги:
Это интересно взрослым
А это будет интересно детям.
Потешка-заигрыш
Топ и Шлёп
Весёлые щебеталочки
Шагалочки
Корзинка с потешками
Кто с кем дружит.
Бабушка-погодушка
Потешки-скоморошины
А что же дальше?