Е.А.Хилтунен «Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори»

Обращение автора книги «Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М.Монтессори» Е.А.Хилтунен .

Продолжительная жизнь рядом с маленькими детьми выдвигает множество до конца не подтвержденных наукой гипотез. Особенно ярко это проявляется в последние пару десятков лет, и связано с увлечением идеями итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Многие из этих идей в России начала ХХ века, к сожалению, подвергались осуждению, люди не располагали информацией об их авторе и методах ее работы. Да и сегодня мало кто знает, с какой страстью и мастерством психолога, педагога и врача она наблюдала жизнь детей. М. Монтессори не просто собрала точный дневниковый материал, но и сделала из своих наблюдений гениальные практические выводы. Посвятив жизнь изучению того, как помочь ребенку быть спокойным и счастливым, как предоставить ему духовную, социальную и биологическую свободу развития, она до мельчайших подробностей описала пути его «нормализации», создав, таким образом, стройную педагогическую систему, которая и сегодня, через сто лет, декларируется в мире, как революционная.

В фундаментальных работах Марии Монтессори немалое место занимают размышления о развитии детской речи. Она пыталась ответить на вопрос, который до сих пор волнует ученых: почему из множества звуков и шумов малыш выделяет и усваивает именно человеческую речь? Почему только слова производят на него особенное впечатление, вызывают столь глубокие чувства и эмоциональный отклик? Видимо, размышляла М. Монтессори, человеческая речь приводит в движение особые струны души ребенка, которые начинают трепетать, и в определенный момент воспроизводят услышанные звуки. «Мы почти видим в ребенке вибрирующие движения языка и щек, дрожание тончайших жилочек. Все волнуется и напрягается в нем, готовясь в тишине воспроизвести звуки, вызвавшие такие сильные эмоции в неосознанном разуме малыша», — писала она.

Но поразительно похожее явление можно заметить и в момент, когда ребенок рисует на бумаге первые неосознанные знаки, похожие на буквы. Дети изумляются своему, вдруг открывшемуся умению, а чуть позднее, написав на маленькой грифельной доске настоящее слово, трепещут от нетерпения и радости. Они пишут и пишут без устали, становятся в буквальном смысле фанатами письма. Как часто мы пропускаем эти удивительные мгновения, не придаем значения смешным детским каракулям. Но если приглядеться, в этих первых кривых письменах откроется удивительная картина родовой памяти человечества, сохраненной в пишущей детской руке. Станет понятным: хотим мы того или нет, рука и разум ребенка развиваются вместе, как это было еще в эпоху неандертальцев. Оказывается, навык письма чаще всего первичен, а чтение шаг в шаг следует за ним. Печатные буквы «живут» в разуме малыша с момента его появления на свет, а письменные — изобретение культуры и цивилизации — ему приходится осваивать самостоятельно. Наблюдение за пишущим ребенком открывает удивительный мир его духовного труда и сосредоточенности, собранности и энтузиазма. Но все это можно проследить только в случае, когда дети лишены наших взрослых поучений, и освоение письма становится свободным полетом в пространстве их собственного развития и освоения человеческой культуры. Мария Монтессори считала, что самопроизвольное письмо и чтение завершают сенситивный период развития языка, а случается это от 4,5 до 6 лет. Уже после 7-ми лет обучение письму теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и часто нелюбимую ребенком работу. Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами — без специального обучения, без «Азбук», «Букварей», «Прописей» и, почти без карандаша и бумаги (фантастика!), — легко и с желанием осваивают письмо и чтение.

Возможно, книга вызовет недоумение, и даже протест у многих, кто посвятил свою жизнь серьезным исследованиям детской речи. Они снисходительно улыбнутся, просмотрев ее страницы. Хотя текст не слишком прихотлив, материал собирался десяток лет в моей собственной семье, в семьях моих друзей и в дошкольных детсадовских группах, где я работала. Многие факты и меня повергали в недоумение. Но вряд ли кто-то станет возражать, что настоящая наука начинается именно там, где возникают сомнения, вопросы, противоречия. Мне захотелось вызвать вопросы и сомнения, особенно у детских психологов, профессиональных учителей и воспитателей детских садов, так как именно они имеют дело с детьми, осваивающими наш язык, и передать им мое собственное удивление и восхищение спонтанным развитием детской речи, прежде всего, письма. Представлялось важным предложить условия, которые взрослые могут создать детям, чтобы период наибольшей восприимчивости к развитию языка, когда язык — в том числе письмо и чтение — даются необыкновенно легко и приятно, прошел бы полноценно, и дети смогли пережить его спокойно, без огорчений и стрессов. Ведь этот особенный сенситивный период развития языка больше никогда не повторится в их жизни.

Если книга из серии "Игровая школа Монтессори" Вас заинтересовала, Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис». Некоторые главы из книги доступны на наше сайте.

Также обратите внимание на Тетрадь для свободного письма "Звуки и буквы" и Тетрадь по математике "Считаем сами", предназначеные для детей 5-6 лет, посещающих игровую школу Монтессори. Ребенок может работать с тетрадями самостоятельно, без помощи взрослых.