Исследование опосредованного запоминания

Цель : методика используется для характеристики опосредованного запоминания.

Стимульный материал : набор карточек размером 5x5 см с изображениями предметов и набор слов.

Карточки : полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья, поднос.

Слова для запоминания : дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

Порядок проведения : Перед испытуемым раскладывают рядами все 15 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были видны. Инструкция: «Тебе нужно будет запомнить слова. Для того чтобы легче было их запомнить, нужно выбрать одну из карточек, такую, чтобы она помогла вспомнить заданное слово». Спустя 40 минут или час испытуемому показывают по одной эти карточки в произвольном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить слово или чем эта карточка напомнила заданное слово.

Обработка результатов : 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.

Интерпретация.
Исследование направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминания у детей. Как правило, выполнять это задание очень легко. От испытуемого требуется, чтобы он установил содержательную смысловую связь между заданным для запоминания словом и изображением на карточке. Для детей с ЗПР процесс опосредования труден, воспроизведение неполно, объем запоминания такой же или несколько меньше, чем при непосредственном запоминании (запоминание 10 слов).


Также существует методика Пиктограмма, которая представляет собой вариант опосредованного запоминания. Ее лучше использовать после какой-либо другой методики исследования памяти.

Цель : выявление эффективности опосредованного запоминания, анализ характера ассоциаций.

Стимульный материал : лист бумаги и карандаш.

Порядок проведения. Испытуемому предлагается набор из 12 - 16 слов, порядок их предъявления варьируется в зависимости от цели исследования и конкретного испытуемого (более конкретные или абстрактные слова). По мере произнесения слов ребенок должен рисовать рисунки. В конце обследования предлагается вспомнить заданное слово. Можно предложить записать слово под рисунком. Обязательно следует спросить ребенка, как удалось вспомнить слово, чем помог ему рисунок.
Инструкция: «Тебе будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить запоминание, нужно нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь тебе вспомнить позже заданное слово. Хороший или плохой рисунок — роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы это помогло при запоминании. Не пиши ни слов, ни букв».
Примерный набор слов и словосочетаний:
I. Веселый праздник, развитие, богатство, ядовитый гриб, глухая старушка, печаль, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, надежда, любовь, мысль.
II. Тяжелая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь, война, темная ночь, мальчик трус, зависть, страх.
III. Вкусный ужин, власть, справедливость, теплый вечер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаяние, сожаление, ожидание.

Обработка результатов : 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.

Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизенного опыта, а также его способность к отвлечению, абстагированию.

Все изображения можно разделить на пять основных видов:
  • Aбстарктные - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;
  • Знаково-символьные - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.д.);
  • Конкретные - конкретные предметы;
  • Сюжетные - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
  • Метафорические - изображения в виде метафор, вымысла, например, на слово "радость" изображается человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

    В зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого.

    Если испытуемый использует абстрактный или знаково-символьный типы рисунка, его можно отнести к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

    Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, увлекающихся художественным творчеством.

    Испытуемые, у которых преобладают конкретного вида изображения обладают конкретно-действенным мышлением, которое подразумевает оперирование неповредственно воспринимаемыми объектами и связями, что особенно свойственно детям до 10-11 лет. Либо практическим мышлением, направленным на решение частных конкретных задач в практической деятельности.

    Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

    По качеству рисунков можно проследить наличие истощаемости у испытуемого. об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании.


    Источник: "Опосредованное запоминание" (по А.Н.Леонтьеву)