Мнемотехника - технология развития памяти.
Какие задачи перед нами стоят:
Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия:
зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений...
На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга
названных чувств.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Эффективны следующие методы:
метод "крокирования" (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);
метод, использующий образное мышление (эйдетизм);
метод ассоциативных цепочек (или метод "чепухи");
метод трансформации (превращения);
метод Цицерона;
метод опор.
В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой.
Мнемотехникой можно начинать заниматься
с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда
у них накоплен основной словарный запас.
Как заниматься?
Предлагаем вашему вниманию наш опыт организации занятий.
Шаг1.Необходимо провести тестирование зрительной и слуховой
памяти, а также внимания детей (варианты тестирования даются в курсе
"Методика мнемотехники"). Результаты фиксируются.
Шаг2.На основании результатов тестирования составляется целевой перспективный
план (на 10-12 опорных занятий).
Структура занятий
1-е занятие
1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на секунду
показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее
описать его.)
2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования.
3. Игра "Кукловоды", активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. ( Суть ее в том, чтобы по краткому описанию
определить, о чем речь.)
5. Упражнение, активизирую-"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
2-е занятие
1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение "Прятки" на развитие тактильного восприятия (используются
10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
3-е занятие
1. Упражнение "Волшебный круг", вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?"
3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками "Не урони" — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
4-е занятие
1. Игра "Слухачи", активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.)
2. Развиваем фантазию и внимание — игра "Сделай, как я!" (Подробное описание игры см. ниже.)
3, Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20
флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для
совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой
информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
Кукловод
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и
"водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в
полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага
назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти
исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои
движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая
продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных
упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть,
сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
"Сделай, как я!" (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек.
Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем
на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти.
Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество
спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)
Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощу-пывания»,
затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок,
не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
Игра со спичками на развитие мелкой моторики «Не урони!»
Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят
на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички
большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку,
стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой
коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих
рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если
хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4
+ 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
Игра «Волшебный круг»
Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную
в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только
на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд);
затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик..,
затем на палочку... и, наконец, в точку.
Игра «Слухачи»
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате,
затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая
группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на
звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные
ими звуки.
Ирина Бодрова