В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные
с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных
деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста -
представление о себе, как "не о ребенке", подросток начинает чувствовать себя взрослым и
имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведении и
деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражание внешним
признакам взрослого, равнение подростков на качества "настоящего" мужчины, женщины,
интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью. И именно она имеет наибольшее значение
для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному
самоопределению. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и
взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
Соответствующие интересы зарождаются
в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители,
сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном
учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для
развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен
подросток.
Благодаря школе формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления
о себе и о том, что думают о нем другие. Большое значение в формировании готовности
войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:
•развитость потребностей, так как это главный источник активности человека и они лежат в основе направленности личности;
•нравственные установки;
•ценностные ориентации;
•самосознание;
•становление и развитие интересов и способностей, то есть
потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.
Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты единые критерии,
на которых стоит остановиться несколько подробнее , так как основная задача учителя
и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал
этим критериям.
Критерий информированности - предполагает знание учащимися
содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих
интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического
развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения,
мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий
к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение
учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы
выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным
вознаграждением.
Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение
учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие
у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана
дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.
Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии
учителя в своей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности,
которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любого возраста,
а учащимся 9-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметь представление
о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их
причинах.
Для того, чтобы учащиеся получили о себе такое представление, могут быть использованы все
методы психологического обследования учащихся, которые применяются в научно-
исследовательской работе. Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на
применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к тестам,
анкетам, упражнениям, наблюдению, анализ документов, эксперименту.
Основными диагностическими инструментами являются тесты и анкеты. Они могут быть как
индивидуальными, те есть предназначенными для работы с каждым испытуемым в отдельности, и
групповые, допускающие одновременное тестирование целой группы испытуемых. Как показала
практика, наиболее удобны в использовании групповые тесты, так как можно сразу получить
информацию о некотором количестве учащихся, сделать выводы об общих и частных явлениях,
характерных для данных учащихся.
При использовании тестов необходимо учитывать и то, что тесты, предназначенные для изучения
детей одного возраста, как правило, не подходят для исследования детей другого возраста и
требуют возрастной адаптации.
Важной особенностью практического применения тестов,которую следует принимать в расчет в
выводах, делаемых о детях, является привыкание к тестам, а так же относительная
изменчивость, непостоянство их результатов. Если один и тот же тест применять повторно,
несколько раз подряд, то со временем дети привыкнут к нему и будут отвечать не задумываясь,
или преднамеренно изменять свои ответы, чтобы не повторяться.У многих детей, особенно 5-6
класса, при заполнении длинных тестов-опросников быстро наступает утомление от монотонной
и однообразной деятельности, они невольно начинают изменять свои ответы или тестируемые
действия, чтобы избавиться от пресыщения. Для того, чтобы по этим причинам не происходило
изменений результатов тестирования, не рекомендуется пользоваться одними и теми же тестами
подряд несколько раз. Между очередными тестированиями должен быть большой интервал
времени, например, в начале учебного года и в конце. Большое влияние на результаты
тестирования оказывает так же понимание детьми обращениях к ним вопросов, мера осознания
ими изучаемых качеств. Для этого при тестировании необходимо добиваться того, чтобы дети
правильно однозначно понимали стоящий перед ними вопросы.
С учетом этих факторов была составлена система тестов и анкет, предназначенная для
диагностики процесса формирования интересов, качеств личности учащихся, их готовности к
трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Эти тесты частично
разработаны мною, взяты из различных журналов, из книги "Практикум по выбору профессии", а
так же использованы тесты и анкеты, разработанные доктором педагогических наук
Гриншпун Е. С., кандидатом психолого-педагогических наук Глосмштоком А. Е., кандидатом
психологических наук Климовым Е. С. Тесты и анкеты расположены в системе по принципу "от
более простых к более сложным" и могут использоваться как в системе, так и самостоятельно, с
учетом возрастных особенностей учащихся.
Для 5 класса:
• тест по выявлению темперамента;
• тест "Самооценка уверенности в себе"
Проводить эти тесты рекомендуется в самом начале учебного года на первом, вводном уроке, когда происходит знакомство учителя с учащимися.
Проведение подобного тестирования в пятых классах позволяет учителю получить информацию по особенностям темперамента, интересов учащихся, о том,
какое влияние оказал на них переход в среднюю школу.
Для 6 класса:
• тест "Потребности в достижениях";
• тест "Отношение к нравственным нормам поведения";
При помощи этих тестов выявляется: насколько дети уверенны в своих силах, настойчивы в преодолении препятствий, насколько высокие цели они себе ставят.
Определяется наличие у детей ответственности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости, умение уживаться в коллективе.
Изучается так же устойчивость старых интересов и появление новых.
Для 7 класса:
• тест по определению развития волевых качеств;
• тест "Я предпочту";
• тест по выявлению организаторских способностей.
На этом этапе учащихся выявляется степень сформированности волевых качеств личности и в зависимости от результатов учитель
планирует воспитательную работу на уроке, индивидуальную работу с отдельными учащимися. Более глубоко начинается исследование профессиональных
интересов учащихся, так как примерно в этом возрасте имеет место начало периода разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой
биологической основы, на которой, впоследствии, развиваются новые интересы, в конце которого происходит выбор одного, наиболее устойчивого, интереса,
связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком. Определяется область проявления интересов, что заставляет учащихся уже в этом возрасте
задуматься о предстоящем выборе дальнейшего жизненного пути. Определяются так же организаторские способности учащихся.
Для 8 класса:
• тест по выявлению коммуникативных качеств личности;
• тест по выявлению способности к общению.
Два этих теста направлены на выявление способности человека общаться в коллективе, того, насколько быстро он сходиться людьми, реагирует на конфликты,
то есть насколько у него развит коммуникативный контроль. Эти тесты особенно актуальны в восьмом классе, так как в этом возрасте общение играет для подростков
очень большую роль и ради общения они, чаще всего, ходят в школу. Кроме того, в этом возрасте наблюдается повышенная напряженность, агрессивность в общении
между учащимися, жесткое отношение друг к другу и проведение таких тестов, в какой то мере, заставляет их задуматься об отношении к товарищам, а также дает учителю
информацию для выбора тематики бесед по культуре общения.
• тест по выявлению мотивов выбора профессии
Они выявляют насколько сформировались у учащихся профессиональные интересы, есть ли у них планы на будущее,
чем они руководствуются при выборе профессии: мотивами престижа, желанием реализовать личные устремления, занять
положение в обществе, желание заниматься творческой работой.
Для 9 класса:
• тест по выявлению интересов учащихся
• тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу;
Используемые в девятом классе тесты выявляют профессиональную направленность учащихся, помогают
многим окончательно определиться, узнать, в каких областях деятельности они могут наиболее успешно работать.
Источник: www.uroki.ru . Составители: Н.Л. Житлухина, Н.А. Алямовская,
методист технологии
НМЦ ВОУ МКО