Механизмы психологической
защиты рассматриваются как способы
разрешения внутренних конфликтов
ребенка, уменьшения тревоги и страхов,
связанных с ситуацией фрустрации.
В результате
экспериментального исследования мы
выявили типичные механизмы психологической
защиты у детей старшего дошкольного
возраста и обобщили признаки их проявления
в рассказах САТ. Определение механизмов
психологической защиты представлено
на основе их описания авторами САТ
(Беллак, 1995), а также другими исследователями
(Соколова, 1980; Урсано, Зонненберг, Лазар,
1992 и др.). Обобщенные данные представлены
в таблице 13.2.
Таблица 13.2 Характеристика
механизмов психологической защиты в
рассказах САТ
|
Механизм психологической
защиты |
Определение защитного механизма |
Проявления защитных механизмов в
рассказах CAT |
1 |
Символизация
(выделяется только Л.Беллак и С.Беллак) |
Отражение переживаний, чувств, желаний, мотивов,
потребностей при помощи символов |
Разрыв каната может символизировать ссору ,
нарушение отношений, конфликт между героями;
порезы, укусы, травмы, убийства - потребность автора рассказа в
агрессии;
снег, холод фрустрацию потребности в любви;
мед, сладости, игрушки - потребность в любви и внимании значимых взрослых
и т.д. |
2 |
Проекция |
Бессознательное отражение собственных эмоционально -
неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим
людям, животным или объектам |
Герой проявляет себя активным агрессором (бьет, кусает, бросает), атакует невиновного или
нападающего противника |
3 |
Защитная идентификация
( идентификаций с агрессором ) |
Механизм, который реализует тенденцию к имитированию
того, что воспринимается как агрессия или устрашение со стороны
внешнего авторитета, значимого объекта; неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть
собственную слабость и чувство неполноценности |
Испытуемый идентифицирует себя с агрессивным,
нападающим, активным персонажем и одобряет его действия |
4 |
Изоляция |
Восприятие эмоционально травмирующих ситуаций без
чувства тревоги |
Использование в рассказе
специфических деталей, названий, цитат, детальное описание, логическое завершение, наличие названий рассказа,
использование тем и персонажей сказок;
герой теряется или
убегает |
5 |
Отрицание |
Отвлечение внимания от болезненных пережиеаний, игнорирование реальности ( событий, жизненного
опыта или чувств ) и осуществление действий таким образом, словно ее не существует |
Игнорирование обычного содержания рассказа, отвержение картинки, невключение персонажей или предметов о рассказ |
6 |
Реакция формирования
( образование реакции или
реактивное образование ) |
Предупреждение выражения неприемлемых желаний
путем развития или подчеркивания противоположного отношения и
поведения. |
Выражение в рассказе оппозиции;
тон рассказа
противоположен содержанию картинки, изменение хода событий и/или
действий на противоположные |
7 |
Регрессия |
Возвращение к ранним или более незрелым паттернам
поведения и удовлетворения |
Идентификация Я с персонажем, младщим по возрасту |
8 |
Подавление |
Исключение из сознания мыслей и связанных с ними эмоций или опыта |
Герой контролирует себя, удлиняет или отдаляет время наказания, покоряется судьбе, хотя крайне не
хочет этого |
9 |
Интроекция |
Некритичное присвоение убеждений, установок, ценностей других людей и стремление сделать их своими
собственными |
Герой, бранящий других: секреты или шутки
над кем-то; употребление фраз и высказываний, принадлежащим взрослым |
10 |
Замещение
( перемещение ) |
Смена объекта чувств, перенос их с реального
объекта на иной, менее опасный, чем тот, который вызвал
отрицательные эмоции |
Включение новых персонажей, объектов внимания героя |
11 |
Рационализация |
Нахождение правдоподобных ( приемлемых ) причин для
оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами
( для неприемлемых мыслей или действий ) |
Герой объясняет свои ( чаще агрессивные ) действия,
направленные на других, свои неудачи или неуспехи, бегство от
опасности и др . |
12 |
Дискредитация |
Сведение значимости объекта симпатии к минимуму ( до
презрительного отношения ), умаление его качеств с целью
повышения собственной значимости |
Партнер описывается слабым, бессильным ,
плохим, не умеющим преодолевать препятствия в сравнении с собственными
возможностями, способностями, силой |
13 |
Отсутствие действий или бездеятельность
(выделяется только Л.Беллак и С.Беллак ) |
Проявление пассивности в ситуациях и обстоятельствах, вызывающих фрустрацию |
Герой пассивен, нерешителен, терпеливо относится к негативным обстоятельствам |
14 |
Амбивалентность
(выделяется только Л.Беллак и С.Беллак ) |
Смена позиций, установок, отношения к объекту
привязанности на прямо противоположные в контексте ситуации
взаимодействия с ним |
Выдвижение в рассказе альтернатив, наличие
уравновешенных фраз: оговорок типа « ... то, а не
это» , «он собирался, но ... » ;
противопоставление в одной фразе двух различных характеристик героя:
«строгий, но добрый» , «большой, но
глупый» и др . |
Здесь представлена
характеристика тех механизмов
психологической защиты, которые чаще
всего встречаются в рассказах детей
дошкольного возраста. Проиллюстрируем
на конкретных примерах, как в детских
рассказах проявляются фрустрированные
потребности или их конфликт, а также
способы разрешения этого конфликта.
Пример 1
Алеша Ш. (6 лет 8 мес.).
Рассказ по картинке «Разъяренный
тигр и обезьяна»:
Жила-была
обезьяна…Хорошо жила. Однажды из кустов
выпрыгнул тигр и чуть ее не съел. Спасибо,
она на пальму забралась, ела бананы…
Прыгнула на другую, а там… тигр. Она
убежала… чуть не съел… А потом они
стали жить дружно…
Дополнительно в беседе
с ребенком выяснили, что такие действия
тигра - это просто игра.
В этом рассказе ребенок
идентифицирует себя с обезьяной, которая
периодически ощущает опасность со
стороны тигра (отца). Мы не наблюдаем
здесь собственно агрессивных действий
отца, но видим чувство страха, переживаемое
ребенком от того, что они все таки
возможны (
«чуть не съел…» ).
Обезьяна
(ребенок) спасается от тигра (отца)
бегством. Следовательно, ребенок
испытывает потребность избежать агрессии
отца (страх агрессии). Причем ребенок
сообщает нам о внезапности или
непредсказуемости поведения отца (
«…а
там…» ) в относительно спокойной и
«хорошей» жизни обезьяны:
«…Хорошо
жила…Однажды …выпрыгнул…»
Исход
рассказа (
«стали жить дружно» ),
противоположный основному содержанию,
как бы возвращает нас к началу рассказа
– хорошей жизни обезьяны (ребенка), то
есть ребенок демонстрирует потребность
в дружеских отношениях с отцом. Таким
образом, в этом рассказе мы можем
обозначить конфликт потребностей
ребенка в дружеских отношениях с отцом
и избегания его агрессии (потребность
в дружбе и страх агрессии). А разрешение
такой травмирующей ситуации происходит
с помощью механизма избегания (
«обезьяна
убежала» ) и реакции формирования
(изменение содержания рассказа на
противоположный, а также комментарий
ребенка относительно действий тигра
как игры).
Пример 2
Лариса Х. (6 лет 3 мес.).
Рассказ по картинке «Медведи в
затемненной пещере»:
Жил был
медвежонок…Однажды наступила ночь, и
он лег в кроватку… Ему приснился сон,
как он пошел в лес за медом и принес его
домой… Проснулся и попросил у мамы
пойти гулять. «Пойдем, только не
отставай» – сказала мама. Вышли, а
там дерево, в нем пчелы. Покушал медок.
«Я два дня не ел. Не могу никак
наесться». Пошли дальше …Навстречу
лиса: «Куда вы? –
Гулять? – Можно
с вами? – Нет, ты хитрая! – Я не
хитрая, я хорошая. – Оставь нас в
покое!». Пошли они домой и стали жить
весело.
В процессе беседы с
ребенком выяснили, что лису нельзя брать
с собой, потому что она обхитрит.
В этом рассказе мы можем
выделить три смысловых фрагмента: сон
медвежонка, поход в лес с мамой и встреча
с лисой. Ребенок идентифицирует себя с
медвежонком, который хочет принести в
дом мед. Возможно, для того, чтобы он был
дома всегда. Следовательно, ребенок
чего то лишен, фрустрирована какая то
потребность. Поход медвежонка в лес
конкретизирует для нас и содержание
фрустрированной потребности, и образ,
с которым она связана: медвежонок
отправляется в лес с мамой и насыщается
медом (механизм символизации), то есть
демонстрирует потребность в любви и
близости матери. Далее в рассказ вводится
новый персонаж - лиса, наделенная такой
отрицательной, по мнению ребенка,
характеристикой, как хитрость. Девочка
идентифицирует лису с мамой. Мы наблюдаем
отвержение медвежонком лисы, так как
она может в любой момент обмануть,
перехитрить. Здесь отражается потребность
ребенка в отвержении матери. Происходит
перенос негативных чувств и эмоций на
отрицательный образ - лису (механизм
замещения). Таким образом, в противоречие
вступают потребности в любви и близости
матери и потребность в ее отвержении
(конфликт «Любовь – Отвержение» ).
В завершении рассказа медвежонок
остается с «хорошей» мамой, с
которой они «стали жить весело»,
что демонстрирует нам потребность
ребенка в позитивном исходе.
Когда в одном рассказе
ребенком демонстрируется и позитивное,
и негативное отношение к родителю, мы
можем констатировать
амбивалентность
его позиции в отношении значимых
взрослых. Подобную ситуацию мы наблюдаем
и в следующем примере:
Пример 3
Андрей П. (6 лет 7 мес.).
Рассказ по картинке «Разъяренный
тигр и обезьяна»
Жили-были
однажды
тигр (Я) и обезьяна (отец). Тигр встретил
обезьяну и бросился на нее. Обезьяна не
могла забраться на дерево. Однажды тигр
бросился и укусил за хвост… А однажды
хотели друг друга покусать, тигр бросился,
и от обезьяны остались одни кости ***
Тигр нашел другую обезьяну и подружился
с ней. Та обезьяна была переодетая,
обезьяна-человек. А люди и тигры не
дружат.
В этом рассказе отражены
конфликтные агрессивные взаимоотношения
мальчика и отца. Идентифицируя себя с
тигром, ребенок неоднократно совершает
агрессивные действия (набросился,
укусил), направленные на отца, и, наконец,
уничтожает его (
«остались одни
кости» ). Здесь мы наблюдаем ярко
выраженную потребность ребенка в
агрессии в отношении к отцу. Причем
степень этой агрессии возрастает:
сначала только бросился, затем укусил
за хвост, а потом уничтожил, оставив
кости. Такая агрессия и доминирование
над отцом происходит здесь благодаря
дискредитации отца (обезьяны). (
«Она
слабее тигра не всегда, не могла забраться
на дерево» ), а также рационализации
(
«Та обезьяна переодетая, обезьяна человек,
а люди и тигры не дружат» ). Ребенок
объясняет, рационализирует свои
агрессивные действия, направленные на
отца, как заведомо имеющие основание.
Следует отметить, что в рассказе
сообщается о взаимной агрессии между
сыном и отцом (
«хотели друг друга
покусать» ), то есть ребенком осознается
возможная угроза со стороны отца.
Длительная пауза (***) разделяет первую
(агрессивную) и вторую (дружественную)
части рассказа. Изменяется динамика
рассказа (механизм формирования реакции).
Далее мы наблюдаем потребность ребенка
в дружеских отношениях с отцом, причем
здесь инициатива принадлежит ребенку
(
«нашел и подружился» ). Таким
образом, мы выявили конфликт потребностей
(«Агрессия – Дружба» ), который
связан с образом отца.
Анализируя проективное
содержание САТ по указанным нами
переменным, можно не только исследовать
потребности ребенка, источники их
фрустрации, внутренние конфликты
ребенка, а также способы их разрешения,
но и организовать психологическую
помощь ребенку с учетом полученных
данных.
В заключение следует
отметить, что, анализируя проективные
данные, всегда есть опасность увидеть
то, что «хочет увидеть» психолог.
Требуется особая осторожность в том,
чтобы не придать случайным действиям
или высказываниям ребенка те значения,
которые трудно подтвердить клиническими
или биографическими сведениями. При
интерпретации следует уделять внимание
анализу тех реальных ситуаций и событий
в жизни ребенка, которые наиболее ярко
проявляются в его рассказах, определить,
откуда ребенок заимствует определенные
имена, места действия, конкретные
обстоятельства. Особенно важно,
представляет ли данный рассказ или его
отдельные детали реальное или желаемое
для рассказчика. Например, образ
заботливого и покровительствующего
отца в рассказе может свидетельствовать
как о желании ребенка удовлетворить
потребность в любви, заботе и опеке
отца, так и о реальном, благополучном
взаимодействии родителя и ребенка. А
если в большинстве историй повторяется
тема кровопролития в результате
агрессивных действий героев, причем
обследуемый ребенок ведет себя в реальных
ситуациях робко и застенчиво, то можно
сделать вывод, что агрессия ребенка
подавляется, и поэтому он проецирует
ее на персонажей картинки.
Читайте далее : Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак) | Диагностика ЭГО-функций | Перечень адаптивных механизмов в ответах по САТ (краткая форма для подсчета баллов по методике ) | Потребности и мотивы ребенка в рассказах САТ | Значимые конфликты ребенка в рассказах САТ