Перечень адаптивных механизмов в рассказах CAT


Перечень адаптивных механизмов. Общая сумма защитных механизмов .

Этот перечень позволяет быстро сделать вывод как о количестве и качестве защитных механизмов испытуемого, так и о наиболее часто даваемых отвегах. Приведенные категории лежат в континууме "высокий контроль и ограничение - дезорганизация и потеря связи с реальностью"

Указания по подсчету баллов:
В перечне поставьте специальные отметки напротив пунктов, если в рассказе наблюдается любое проявление того или иного феномена. Рассказ анализируется по семи категориям и, за исключением показателей, напротив которых сделаны специальные отметки, каждый рассказ может получить больше одного балла по любой категории.

После того, как все рассказы проанализированы, запишите на бланке общее количество баллов для каждой категории. Цифра в скобках возле названия категории означает минимальное количество отметок, которое считается "критическим баллом" для данной категории. При выявлении особенностей идентификации критический балл определяется посредством сравнения количества отметок, сделанных для категорий К и L. Если сумма баллов по L равна или превышает сумму баллов по К, идентификация считается нарушенной, а к общей сумме критических баллов добавляется еще 1.

А. Реакция формирования (только по одной отметке на каждый рассказ)
    1. Преувеличенная доброта или чистоплотность (+В=5)
    2. Оппозиционные аттитюды, враждебность, упрямство
    3 Тон рассказа противоположен содержанию рисунка
В. Отсутствие действий и амбивалентность (только по одной отметке на рассказ)
    1. Отсутствие действий
    2. Выдвижение альтернатив; “уравновешенные” фразы (“уснуть - проснуться”, “горячий - холодный” и т.д.)
    3. Нерешительность персонажа или героя рассказа
    4. Оговорки (например, “то, а не это.,.”, “он собрался, но...”)
С. Изоляция
    1. Обособленное отношение (“этого не могло случиться”, “это мультфильм”) (6)
    2. Буквальное (“это не показано, не нарисовано, поэтому я не могу рассказать”)
    3. Комментарии к рассказу или рисунку (“Это сложно”, “Я рассказываю хорошо”)
    4. Смех над рисунком, восклицания
    5. Использование сказок, комиксов или тем и персонажей “давних времен”
    6. Описание в деталях, логическое; “конец”; задается название рассказа
    7. Специфические детали, названия или цитаты (“четыре часа”, “она сказала...”)
    8. Герой потерялся
    9. Герой убегает, потому что злится
    10. Испытуемый принимает сторону родителей против “непослушного” ребенка; не одобряет действий ребенка .

D. Репрессия (подавление) и отрицание
    1. Герой ребенка склонен ждать, контролирует себя, конформный, хороший, отвечает как по заученному. (5)
    2. Покоряется судьбе, хотя крайне не хочет этого
    3. Удлиняет или отдаляет наказание
    4. “Это был только сон”
    5. Забывает или пропускает что-нибудь
    6. Не включает персонажей или предметы в рассказ (в картинке №10 опускает упоминание о туалете и ванной или умывании)
    7. Игнорирует обычное содержание рассказа
    8. Нет фантазии или выдумки (описывает картинку не выразительно)
    9. Отвергает картинку
Е. Обман
    1. Ребенок в чем-то превосходит взрослого, смеется над ним, резко разговаривает с ним, обманывает его, ябедничает, притворяется, прячется от него, ворует или шпионит за взрослым (только одна отметка в записи рассказа) (3)
    2. Взрослый обманывает ребенка или не тот, каким кажется (только одна
    отметка в записи рассказа)
F. Символизация
    1. Дети играют в постели (4)
    2. Видит родителей в постели (картинка №5)
    3. Открытое окно (картинки №5, №9); копать яму или падать в нее
    4. Рождение детей
    5. Канат рвется (картинка №2); кресло или тростник ломается (№3); шарик лопается
    (картинка №4); за хвост тянут или кусают ( картинки №4, №7); колыбель ломается (картинка №9)
    6. Дождь, река, вода, буря, холод
    7. Огонь, взрывы, разрушения
    8. Палки, ножи, ружья
    9. Порезы, укусы, травмы, настоящие убийства (в отличие от поедания)
    10. Оральная депривация
G. Проекция и интроекция
    1. Атакующего атакуют, он “ест и его едят” (4)
    2. Невинного едят или атакуют
    3. Ребенок как активный агрессор (бьет, кусает, бросает; сюда не включаются вербальные атаки или дразнилки)
    4. Герои, бранящие других
    5. У других секреты или шутки над кем-то
    6. Испытуемый добавляет подробности, предметы, действующих лиц или оральные темы
    7. Волшебство или волшебные силы
ФОБИИ, НЕЗРЕЛОСТЬ ИЛИ ДЕЗОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Н. Страх и тревога
    1. Ребенок прячется (скрывается) от опасности, убегает от страшного (3)
    2 Страх внешних сил (ветра, привидений, охотников, диких зверей, чудовищ)
    3. Сны об опасности
    4. Родители умирают, уходят или не хотят ребенка
    5. Неразборчивая речь испытуемого
I. Регрессия
    1. Много эмоций в рассказе (2)
    2. Ссылка на других лиц
    3. Пища рассыпается (разливается)
    4. Постель или нижнее белье мокрые, вода разбрызгивается
    5. Грязь, беспорядок, зловоние; человек или предмет падают в туалет
    6. Привидения, ведьмы, нечистая сила в доме
J. Контроль слабый или отсутствует
    1. Кости, кровь (1)
    2. Тюрьма
    3. Резко звучащие или бессмысленные слова
    4. Персеверации (повторение необычного содержания предыдущего рассказа)
    5. Мышление “по касательной”, потеря ассоциаций
    6. Причудливое содержание
ИДЕНТИФИКАЦИЯ

К. Адекватная, с персонажем того же пола (L>K)
    1. Испытуемый идентифицирует себя с родителем того же пола или ребенком
    2. Ребенок завидует родителю того же пола или последний ругает его или наказывает
    3. Ребенка любит родитель противоположного пола или помогает ему
L. С персонажем неопределенного или противоположного пола
    1. Испытуемый идентифицирует себя с родителем или ребенком противоположного пола
    2. Ребенок боится, его ругает или наказывает родитель противоположного пола
    3. Испытуемый не может определить пол или вид животного
    4. Оговорки по отношению к полу персонажей

Окончательный количественный анализ заключается в подсчете количества категорий, получивших критические баллы (а не общее количество отметок, сделанных по всем категориям). Данные исследования свидетельствуют о том, что пять или более критических баллов означают наличие психических нарушений, при которых необходимо клиническое вмешательство.


Читайте также : Диагностика ЭГО-функций | Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак) | Механизмы психологической защиты в рассказах САТ | Потребности и мотивы ребенка в рассказах САТ | Значимые конфликты ребенка в рассказах САТ