Логопедическое обследование - диагностика периферических нарушений речи

Данный материал ориентирован в первую очередь на логопедов, но многое можно осуществить и в домашней обстановке.

Диагностика речевых нарушений, таких как дислалия, стёртая дизартрия, открытая ринолалия, должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:
    · Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
    · Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
    · Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
    · Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
    · Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
    · Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
    · Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.
    1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
    2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как "маятником".
    3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
    4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук "а". При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:
    · Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
    · Объем движений: полный, неполный.
    · Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
    · Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
    · Наличие сопутствующих движений (указать какие).
    · Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
    · Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.
На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:
- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
- нарушено произношение шипящих ("ш", "ж", "ч", "щ"), свистящих ("с", "з", "ц"), дрожащих ("р", "р` ", "л", "л` ") (значок "`" соответствует мягкому варианту звука).

Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:
    1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: "Покажи, где висит картина", "Подними правую руку".
    2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: "Что гудит?" (машина), "Что проехало?" (трамвай), "Кто смеется?" (девочка), "Угадай, что звучит?" (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
    3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, "Дай мне кубик, а на столе возьми мяч", "Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне".
    4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем:
    ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за;
    мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
    "семь машин на шоссе", "пастушок быстро шел", "висел железный замок", "ручное зеркало упало".
    5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
      а) определить, есть ли звук "с" в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
      б) определить количество звуков в слове и место звука "с" в словах: сок, оса, нос;
      в) составить слово из звуков: "с", "т", "о", "л";   "к", "а", "р";   "р", "а", "ш";
      г) придумать слово на заданный звук: "с", "ш", "л", "р";
      д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

По материалам сайта azps.ru "А-Я психология"


Также рекомендуем: Логопедические стишки и скороговорки | Логопедические игры для дошкольников | Логопедическая работа на уроках в начальной школе