«Одаренные дети в детском саду и школе»

Предисловие к книге А.И.Савенкова «Одаренные дети в детском саду и школе» .


Человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы. Природа отмечает каждого человека, но свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Неравномерность этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней готовы согласиться. Как-то Мишель Монтень, смеясь, заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток.

Одаренным принято считать того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Феномен одаренности и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Обусловлено это спецификой происходящих в обществе перемен. Решение проблемы раннего выявления и развития одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны — единственного, надежного гаранта национальной безопасности. Количество населения, обширные территории, сырьевые ресурсы в новых условиях все больше отходят на второй план и уже не рассматриваются как надежная основа стабильности государства.

В информационном обществе начинают более всего цениться интеллект и креативность. В социальной и промышленной сферах доминирующим становится интеллектуальное производство, одним из основных видов собственности стала собственность интеллектуальная, главным двигателем прогресса — новые, креативные идеи и технологии. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей. Ее решение предполагает поиск научно обоснованных ответов на ряд вопросов. Что такое одаренность? Как диагностировать одаренность? Можно ли прогнозировать выдающиеся достижения? Как развивать творческий потенциал человека? В соответствии с этой проблематикой и структурирован материал книги.


Скачать


Некоторые главы из книги доступны на наше сайте.

    Содержание:

    Раздел 1. Концепция одаренности

    Глава 1. История изучения одаренности
    Эволюция учений об одаренности в истории философии
    Теория «чистой доски»
    Учения о гении в немецкой классической философии
    Первые экспериментальные исследования
    Интеллектуальная одаренность
    Функциональный подход к проблеме одаренности
    Общая одаренность
    Общая и специальная одаренность

    Глава 2. Основные современные концепции одаренности
    «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда
    Интеллект и креативность
    «Физический интеллект»
    Наиболее популярные модели одаренности
    «Рабочая концепция одаренности»

    Раздел 2. Генотип, среда и действие механизмов развития

    Глава 1. Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности
    О действии генотипических и средовых факторов
    Что может повлиять на генотип
    Физические факторы
    Действие химических факторов и «биологический потолок» мозга

    Глава 2. Проблема прогнозирования развития
    Дети выдающихся людей
    Средовое влияние и прогнозирование развития потенциала личности

    Глава 3. Основные теории развития личности
    «Основной биогенетический закон»
    «Революционная теория»
    «Функциональный подход»
    «Эволюционная теория»
    «Вероятностная теория

    Раздел 3. Особенности развития одаренных детей

    Глава 1. Кого считают одаренным
    Формы проявления одаренности
    Одаренность ранняя и поздняя
    Гетерохрония развития
    Диссинхрония развития

    Глава 2. Общее и частное в развитии
    Особенности развития познавательной сферы
    Особенности психосоциального развития

    Раздел 4. Идентификация одаренных как педагогическая проблема

    Глава 1. Диагностика детской одаренности
    Диагностика одаренности как многоуровневая система
    Основные варианты организации диагностического обследования

    Глава 2. Модель идентификации одаренных

    Раздел 5. Содержание школьного образования и проблема развития детской одаренности

    Глава 1. Содержание образования и умственное развитие ребенка в истории педагогики и школы
    «Материализм» и «формализм»
    Содержание образования и ребенок

    Глава 2. Современные концептуальные модели содержания школьного образования
    Основное и дополнительное образование

    Глава 3. Основные направления разработки содержания образования одаренных детей
    «Образовательный предел»
    Стратегии, опирающиеся на изменение количественных параметров содержания образования
    Проблема разработки содержания образования одаренных детей за рубежом
    Стратегии обучения одаренных детей, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования
    Обогащение содержания образования как проблема современной дидактики

    Глава 4. Модель обогащения содержания образования
    Первый уровень - «горизонтальное обогащение»
    Второй уровень - «вертикальное обогащение»

    Раздел 6. Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей

    Глава 1. Детская одаренность и формы организации учебной деятельности
    Классно-урочная форма организации обучения и развитие детской одаренности
    Коллективная форма организации учебной деятельности в работе с одаренными детьми
    Класс-лаборатория
    Индивидуальный способ организации обучения

    Глава 2. Формы организации учебной деятельности в сфере дополнительного образования
    Экспресс-исследования
    Учебные турниры

    Раздел 7. Методы, методики, технологии

    Глава 1. Специальные курсы «горизонтального обогащения»
    Особенности составления программ
    Структурирование материала
    «Обучение мышлению»: структура и содержание программы
    «Социальная компетенция»: структура и содержание программы
    Методический аспект

    Глава 2. Учебное исследование в детском саду
    Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками

    Глава 3. Учебное исследование в начальной школе
    Общая характеристика методики
    Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования
    Поиск вариантов решения и сбор материала
    Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов

    Приложения
    Приложение 1. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
    Приложение 2. Методики для родителей