Сумасшедший ребенок

Где граница между психической нормой и патологией? Четкого ответа на этот вопрос не существует. Особенно если речь идет о детях. Поэтому психиатры и психологи не спешат выставлять несовершеннолетним диагнозы, предоставляя времени и развитию самим расставить все точки над i. Психологи из Екатеринбурга провели интересное исследование среди школьников. Их интересовало, что же думают дети о психической патологии и каковы критерии психической нормы. То ли руководствуясь личными наблюдениями, то ли опираясь на природную детскую интуицию, дети с неожиданной четкостью дали классификацию основным психическим отклонениям. "Дурачок", "шиза" и "псих" - такими терминами обозначили дети три типа несовершенной в психическом плане личности.

Ты что, дурак или прикидываешься?

...На Костю жаловались все учителя: плохо соображает, не запоминает, вертится на уроках. Кое-как протянули до конца четверти, но в первую же неделю после каникул завуч сказала Костиной маме: "По-видимому, мы имеем дело с легкой формой олигофрении". У мамы подкосились колени и потемнело в глазах...

Такой неприятный разговор проходят практически все родители неуспевающих детей. Некоторым удается отстоять своего ребенка, день и ночь сражаясь над учебниками и пуская всю зарплату на дополнительные занятия. Некоторым - нет. И диагноз "олигофрения" (проще говоря - умственная отсталость), звучащий как приговор, прилепляется к ребенку на всю жизнь.

Умственно отсталым называют только такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Бывает, что учитель, потеряв терпение, принимает за олигофрению задержку психического развития. "Задержка" в отличие от безнадежной "отсталости" вполне восполнима, вопрос только во времени и количестве затраченных усилий. "Задержкой" могут страдать дети, часто болеющие, слабослышащие, педагогически запущенные (даже из благополучных семей, где на ребенка не хватает времени).

Иногда во вспомогательные школы, где обучаются только умственно отсталые дети, направляют "неудобных" для учителей детей с низкой успеваемостью. Они тоже не имеют никакого отношения к умственной отсталости.

Итак, если вы оказались на месте Костиной мамы, не спешите ставить на своем ребенке крест:
  • проконсультируйтесь с хорошим психоневрологом. Проведенное неврологическое лечение поможет ребенку сосредоточиться, оптимизирует внимание, заострит память;
  • выясните, нет ли у ребенка каких-либо психологических проблем, мешающих учиться (переживания у эмоционального ребенка могут полностью затмевать мыслительную деятельность); <
  • возьмитесь всерьез за уроки, совместное их приготовление - залог хорошей учебы;
  • не забывайте о своевременной стимуляции (выучишь урок - получишь... и т. п.). Часто недостаток мотивации к учебе делает некоторых детей полными идиотами;
  • имейте в виду, последнее слово остается за медико-педагогической комиссией, состоящей из педагогов, психологов и врачей. Только эта комиссия вправе решать, переводить ребенка во вспомогательную школу или оставить его в покое.
Уж очень он странный!

...Игорь считался странным. Он был всегда один, мало говорил, одевался неопрятно и имел холодный тяжелый взгляд. Точные науки давались ему легко, но учителя его почему-то сторонились. "Шиза!" - бросали ему вслед одноклассники...

Шизоидные черты для подросткового возраста - норма. Иногда ребенок может выглядеть очень странно в своем экспериментировании над собственным имиджем, иногда подобное поведение может быть связано с низкой самооценкой, стеснительностью из-за каких-либо физических недостатков (подросток может не смотреть в глаза только из-за того, что, по его мнению, у него слишком длинный нос или прыщи на лице). Однако и начало шизофрении часто приходится именно на этот возраст.

Чтобы не пропустить болезнь, надо знать ее основные проявления:
  • нарастание замкнутости (молчаливость, охлаждение к близким людям, жестокость);
  • "патологические хобби". Среди таких увлечений может быть вычерчивание бессмысленных планов, расписаний, чертежей. Часто наблюдается нелепое коллекционирование (так, один подросток занимался собиранием образчиков испражнений различных видов животных). При этом подросток бывает крайне озлоблен, когда окружающие "мешают" заниматься любимым делом;
  • появление неопрятности, отказ мыться;
  • нелепые, вычурные фантазии, часто окрашенные мрачными красками.


  • Если вы наблюдаете у своего ребенка хоть одно из таких проявлений - это уже повод неотложного обращения, по крайней мере, к психологу.

    Взрывоопасный характер

    ...Витя пришел домой явно не в духе. Мать уже три раза напомнила, что пора садиться за уроки, но Витя оставался глух и нем. "Ты что, не слышишь, что я говорю?" - заглянула она в Витину комнату. "А пошла ты!" - бешено закричал мальчик, и мать еле увернулась от летящего в нее будильника...

    Кто это - распоясавшийся хам или ребенок с больными нервами? Ответ опять неоднозначный. Психопатические черты могут быть свойственны подросткам в силу эмоциональной неустойчивости, вызванной гормональным взрывом, могут и быть последствиями травмы черепа, даже перенесенной в далеком детстве, могут быть и наследственной чертой. Чаще всего такое поведение с возрастом сглаживается, но в период своего апогея доставляет близким много хлопот.

    Вот основные черты взрывчатой психопатической личности:
  • колебания настроения, повышенная раздражительность;
  • асоциальное поведение (часто демонстративное, "назло" учителям и родным), иногда групповое, побеги из дома, бродяжничество, прогулы уроков;
  • ранняя алкоголизация и наркотизация (нередко сопровождается экспериментированием над собой).


  • Все эти симптомы находятся в компетенции психологов. Но самым надежным лекарством будут близкие, доверительные отношения со взрослыми, родителями, которые при всех сложностях контакта с таким ребенком все-таки найдут возможность сохранить дружеские отношения с ним и не утратят своего авторитета в его глазах.


    Автор: Нина Грибова