На пороге взрослой жизни: отношение к телу (упражнения для подростков)

Личность

Каждый человек в течение всей жизни стремится достичь личностной целостности. Это не всегда бывает просто, поскольку люди, как правило, обладают как качествами, взаимно дополняющими друг друга (например, личная ответственность и желание помочь другим), так и взаимно противоречащими (например, способность любить и агрессивность).

Личность является совокупностью всех ответов, которые мы даем на следующие вопросы: «кто я?» и «каков я?», «что я хочу?» и «что я не хочу?», «что я должен?» и «что я не должен?», «что я могу» и «что я не могу?». В детстве мы отвечаем на эти вопросы, неосознанно ориентируясь на запреты и разрешения, которые транслируют нам значимые для нас взрослые – в основном родители. Однако чем старше мы становимся, тем самостоятельнее отвечаем на вопросы подобного рода.

В подростковом возрасте стремление к целостности ставит перед нами новые задачи. Прежние воззрения, опиравшиеся на авторитет родителей, требуют пересмотра, приходится принимать во внимание новые импульсы и растущую сексуальность. Кроме того, необходимо сформировать свое собственное отношение к работе, которое будет включать в себя как осознание своих сил и способностей, так и уверенность в том, что однажды я займу в профессиональном мире такое положение, которое позволит мне не только достигать определенных результатов, так и получать удовольствие от работы. Эти новые задачи приводят к тому, что уже оформившиеся представления о мире и о себе подвергаются сомнению, отчасти видоизменяются и в любом случае расширяются. Большую роль при этом играют общение с ровесниками, сравнение себя с ними и даже конфронтация.

Одним из достижений подросткового периода развития должна стать уверенность в своей способности стать целостной личностью. Подросток постоянно учится связывать воедино разнородные свойства своей личности, благодаря чему он может прийти к ощущению постоянно возрастающей внутренней стабильности, которая, в свою очередь, убережет его от деструктивныx поступков по отношению к себе и к другим.

Мы можем помочь подросткам в этом, если дадим им возможность побольше узнавать о каждой отдельной черте своей личности, связывать их воедино и заботиться о том, чтобы личность могла развиваться целостно в соответствии с задачами различныx жизненныx периодов. (Эта важная мысль лежит в основе упражнения № 22 «Внутреннее многоголосие»). Кроме того, взрослые очень помогают подросткам, если создают условия для обсуждения этих проблем со сверстниками.

Наша обязанность как взрослых - в том, чтобы терпеливо содействовать сложному процессу развития личности в подростковом возрасте. Именно на это направлены собранные в этой главе упражнения.

Хорошо, однако, если мы при этом уясним себе, что действительно глубокое понимание и принятие своих внутренних противоречий приходит к человеку лишь гораздо позже, часто – после перехода границы среднего возраста.

Способности и сильные стороны личности

Критическое отношение к собственным способностям и сильным сторонам своей личности – важная тема подросткового возраста. На протяжении длительного пути взросления подросток постоянно задается вопросом, насколько он продвинулся вперед в своем развитии, какими способностями он обладает, какими новыми навыками овладел, и главное - удастся ли ему добиться соответствия высоким требованиям мира взрослыx. Признания со стороны родителей уже недостаточно; необходима реалистичная самооценка. Вопросы «Что я могу? Достаточно ли развиты мои способности?» становятся еще более острыми потому, что подростки понимают, что в обществе конкурентное поведение и стремление к достижениям замечается, ценится и отчасти вознаграждается. Поэтому имеет смысл учить подростков реально оценивать собственные способности и возможности. Только если они научатся этому, они смогут впоследствии, с одной стороны, соответствовать требованиям современного общества, а с другой – отвечать самим себе на вопрос о том, насколько важны для них в данный момент их амбиции, и сколько сил они готовы они потратить на достижение успеха в той или иной области.

С другой стороны нельзя чрезмерно переоценивать значение конкурентного поведения. Более важно, как мне кажется, развивать у подростков навыки поддержки и признания.

Часть упражнений направлена на то, чтобы научить подростков замечать личностные достоинства других участников группы и говорить им об этом. В остальных упражнениях акцент делается на выявление и анализе подростком своих собственных достоинств, а в некоторых из них (рассчитанных на работу с подростками более старшего возраста) сильные сторон личности подвергаются детальному и очень подробному анализу. Эти упражнения способствуют формированию позитивного представления о себе и умения трезво оценивать собственные личностные ресурсы.

Тело

В подростковом возрасте бурное физиологическое развитие и половое созревание являются наиболее важными биологическими процессами. С одной стороны, все эти процессы являются предметом гордости подростка, а с другой – их бурность и непредсказуемость формирует у подростка неуверенность в себе и своем теле, которая создает и укрепляет негативное отношение к человеческому телу, заложенное в нашей культуре.

Положение осложняется кроме прочего тем, что с 50-x годов в нашей культуре получило развитие декларативное «телесное» движение, которое провозглашает позитивное отношение к собственному телу и в особенности к сексуальности.

Эта мнимая эмансипация тела, однако, оборачивается массовой иллюзией, в том числе и для подростков, потому что у них, несмотря ни на что, сохраняются многие противоречивые и негативные представления о теле.

Последовательная индустриализация и все более расширяющийся спектр искусственно созданных добавок к продуктам питания постепенно создают угрозу естественной среде обитания человека. Все это подспудно свидетельствует о том, человеческое тело в нашей культуре фактически не ценится. Широко распространенное потребление взрослыми опасных наркотиков демонстрирует подросткам наше собственное противоречивое и небрежное отношение к собственному телу. Позитивные установки по отношению к сексуальности начинают формироваться у людей нашего поколения только в последнее время, так что на практике своим поведением мы обычно заставляем подростков сомневаться в их праве на уважение своих телесных потребностей.

Вот почему наша задача заключается в том, чтобы не бояться признаваться подросткам в собственных трудностях, и при этом поддерживать формирование у них позитивного отношения к своему телу. Предметом рассмотрения и анализа упражнений, содержащихся в Главе 3, являются: формирование и анализ образа своего тела, осознание его особенностей, способы его восприятия, осознанное питание, критическое отношение к наркотикам.

Здесь предствалены специальные упражнения, направленные на работу с проблемой сексуальности.

Упражнение: Чувственное восприятие

Цели: Можно выделить три основных способа познания мира: чувственное восприятие, телесное восприятие и мышление. К мышлению в широком смысле мы можем отнести наши суждения, планы, анализ, воспоминания и т.д. Наверное, большую часть времени мы проводим в размышлениях. Чувственное восприятие с помощью пяти органов чувств делает доступной информацию об окружающем мире. Этот вид восприятия развит у нас недостаточно, мы перерабатываем лишь небольшую часть поступающей информации. С помощью телесного восприятия мы получаем информацию о нашем собственном теле, мускулах, суставах, внутренних органах, кожном покрове. В этой области иногда возникают серьезные сложности, поскольку сознание регистрирует лишь часть находящейся в распоряжении тела информации.

Как люди западной цивилизации мы в большей или меньшей степени страдаем от того, что наше неразвитое тело несет на плечах «огромную голову», что мы очень много думаем, но плохо умеем воспринимать и ощущать. Одно из следствий этого заключается в том, что мы игнорируем наше тело и пользуемся его возможностями не так, как следует, мы страдаем многими болезнями, которых можно было бы избежать.

С целью воспитания здорового образа жизни детей и подростков необходимо постоянно учить ощущать себя, свое тело. Именно этому будет способствовать предлагаемое упражнение, в котором мы вводим искусственное разграничение внутреннего и внешнего восприятия. Оно поможет подросткам, во-первых, подробно прочувствовать внешние функции своего восприятия и связать их с сознанием.

Возраст участников: от 16 лет.
Продолжительность: 30 минут.

Инструкция: Это упражнение даст вам возможность обратить внимание на свои пять органов чувств. Чаще всего осознанно вы используете свои глаза, несколько реже — уши, а затем с равными интервалами следуют тактильные ощущения, вкусы и запахи. Жаль, что мы не используем полноценно все наши возможности, чтобы лучше ориентироваться, учиться работать и организовывать свободное время; однако наши пять чувств выполняют, в первую очередь, вспомогательную функцию, обогащая наши телесные переживания, сохраняя здоровье и доставляя удовольствие.

Только они могут помочь нам ответить на следующие вопросы: «Насколько мне комфортно в той среде, в которой я нахожусь? Насколько способствует сохранению здоровья одежда, которую я ношу? Правильно ли я питаюсь?» и т. д.

При необходимости приведите дополнительные примеры и подробнее объясните, что вы имеете в виду.

Разойдитесь по комнате и устройтесь поудобнее. Посмотрите по сторонам, постарайтесь увидеть вещи такими, как они есть. Обратите внимание на их форму, на границы между ними...

Постарайтесь не давать вещам привычных имен, например: «Это — коричневый стол, там — окно», так как это нарушает непосредственное восприятие мира с помощью пяти чувств. Попытайтесь посмотреть на все как маленький ребенок, который еще не знает слов для обозначения предметов.

Избегайте также и оценок: «Эта картина красивая. Эта рамка для картины пыльная». Дайте своим глазам смотреть спокойно, расслабьте их и позвольте им увидеть предметы нечетко, не концентрируясь на них... ( 2 минуты )

Теперь посмотрите на маленькие предметы или на какую-нибудь деталь большого объекта, например, нитку на полу или один квадратный сантиметр столешницы. Сконцентрируйтесь на маленькой детали. Что вы видите на самом деле? Можете ли вы почувствовать единство, слиться с этой маленькой деталью?...( 30 секунд )

Теперь закройте глаза. Что вы сейчас видите? Осознаете ли вы все возникающие перед вашим внутренним взглядом картинки? ( 30 секунд )

Внимательно вслушайтесь...Что вы слышите? Вы, вероятно, слышите шорохи, которые и раньше были здесь, но которым вы, однако, не придавали никакого значения, потому что концентрировались на том, что видели... Теперь сосредоточьте свое сознание на слухе...Попытайтесь уловить самые тихие и осторожные шорохи...( 30 секунд )

Представьте себе, что вы попали сюда с повязкой на глазах, и попытайтесь «узнать» ушами так много, как только можно узнать о месте, в котором вы находитесь: В городе вы или за городом?...В здании или снаружи?...Есть ли другие люди поблизости или вы одни? Если поблизости есть другие люди, что вы можете узнать о них при помощи слуха?.. ( 1 минута )

Продолжайте держать глаза закрытыми и сконцентрируйтесь на вашем обонянии...Чем пахнет в воздухе? Пахнут ли ваши руки? Пахнут они знакомым запахом или чужим? Если бы вы не знали, что это ваша рука, могли бы вы определить это по запаху? Теперь понюхайте ваши волосы, если они длинны настолько, что вы можете поднести их к носу... Теперь понюхайте все небольшие предметы вокруг...Что говорит ваше обоняние об этих предметах? Чем пахнет стол? Можете ли вы ощутить запахи других людей?.. ( 30 секунд )

Держите глаза закрытыми и попытайтесь определить, какой вкус у вас во рту? Лизните подушечки ваших пальцев. Какие они на вкус? Теперь лизните сгиб локтя ...Что у него за вкус?

Продолжайте держать глаза закрытыми и сконцентрируйтесь на своих руках... Не двигайте ими и осознайте, какую информацию вы получаете от них (особенно от кончиков пальцев)...

Если бы это был единственный источник информации, доступный вам, что бы подушечки ваших пальцев могли сообщить вам об окружающем мире?

Теперь подвигайте руками и дайте себе немного размяться... Пусть одна ваша рука исследует другую... Пусть обнаружит, какая она мягкая на ощупь... Изучите форму коленки, затем коленную чашечку, пальцы ног, пятку, структуру кожи, линии на своей ладони... ( 1 минута )

Теперь сконцентрируйте свое сознание на пассивной руке вместо активной ... Возможно, у вас возникнет ощущение, что рука, до которой дотронулись, ощущает прикосновение более ласковым, чем рука, которая касается?...Варьируйте силу прикосновения и скорость движения до тех пор, пока рука, которой коснулись, не почувствует себя хорошо... ( 30 секунд )

Теперь сконцентрируйтесь на активной руке...

На что вам приятнее направлять внимание, на активную или на пассивную руку?..

Теперь снова сконцентрируйтесь на руке, которую вы изучаете... В состоянии ли вы сфокусировать ваше сознание, изменить его направление по моей просьбе?

Сейчас обратите внимание, какую руку вы выбрали как активную, а какую как пассивную... Поменяйте их ролями и сконцентрируйтесь на той руке, которая теперь исследует другую...Что она может узнать о другой руке? Что она может узнать о коленях, мышцах и ногтях?.. ( 1 минута )

Теперь снова направьте ваше сознание на лицо так, словно это чужое лицо, словно вы слепы... Попытайтесь узнать о своем лице что-то, что вы каждый день видите в зеркале в числе прочих черт... ( 1 минута )

Теперь вы концентрируете сознание на лице и ощущаете, как руки исследуют его... Продолжайте экспериментировать с разными возможностями; прикасаясь к лицу, постарайтесь понять, что вам наиболее приятно ощущать...Какая сила прикосновения оптимальна? Насколько быстрыми или медленными должны быть ваши движения? Каким должно быть их направление? Какие части рук должны касаться лица?.. ( 30 секунд )

Как и прежде, позвольте тому, что чувствуют руки и что чувствует лицо, соединиться в вашем сознании... ( 1 минута )

Теперь включите в поле вашего «исследования» горло, руки, туловище, ноги, стопы... Чем отличаются ощущения одетых частей тела от обнаженных?

Какое прикосновение приятно вам?... У вас есть 5 минут для изучения...

Держите глаза дальше закрытыми и при помощи рук исследуйте то, что непосредственно окружает вас... Сначала оставайтесь сидеть на одном месте и попытайтесь уловить все, что находится в пределах вашего восприятия.. ( 1 минута )

Теперь, если вам не страшно, вы можете встать со своего места и пройтись по комнате с закрытыми глазами, чтобы исследовать другие ее части ...Что вы теперь можете узнать с помощью рук о тех предметах в комнате, которые вы до этого запечатлели глазами? Что вы ощущаете, когда уходите со своего надежного места, не видя окружающий вас мир?... Вы ползете или чувствуйте себя в силах идти?...Обратите внимание на то, как вы используете руки и уши, чтобы ориентироваться... Насколько быстро вы можете передвигаться, не чувствуя неуверенности?... Двигайтесь дальше и исследуйте все, что покажется вам любопытным... Что вы ощущаете, когда встречаете другого, или когда только думаете о возможной встрече?

Помните о том, что вы сами решаете, двигаться вам или оставаться на одном месте. Вы сами определяете, что исследовать, а что нет...( 5 минут )

Держите глаза закрытыми и попытайтесь вернуться к месту, с которого началось ваше исследовательское путешествие. Что помогает вам ориентироваться?.. Попытайтесь вернуться в ту позу, в которой вы находились, перед тем как отправиться в путешествие... ( 2 минуты )

Откройте глаза там, где вы сейчас находитесь, и осмотритесь... Что вы видите?

Вернитесь в круг, чтобы мы могли подвести итоги ...

Подведение итогов:
  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Что я пережил?
  • Что мне понравилось больше всего?
  • Какими словами я мог бы точнее всего описать себя?
  • Каким образом я использую мои пять органов чувств в повседневной жизни?
  • При каких обстоятельствах я снова cмогу интенсивно использовать все пять органов чувств?
  • Кто из знакомых мне людей активнее всего использует все свои каналы восприятия?
  • Как я использовал пять органов чувств в процессе упражнения?
  • Как я чувствую себя сейчас?
  • Что я хочу добавить?
Комментарий: Побуждайте подростков самостоятельно проводить простые эксперименты, которые помогут им исследовать и активизировать их чувства.

Упражнение: Осознание тела

Цели: Это упражнение помогает подросткам осмыслить разнообразные «послания», посылаемые мозгу телом.
Возраст участников: от 16 лет.
Продолжительность: около 30 минут.

Инструкция: Сегодня вы сможете принять участие в упражнении, которое даст вам возможность научиться лучше понимать послания вашего тела. Сейчас я объясню вам вкратце, почему умение воспринимать себя имеет такое значение.

Вопреки распространенному мнению, что мы чувствуем сердцем или головой, важно помнить, что мы можем чувствовать и с помощью тела. Мышцы нашего тела и его органы посылают мозгу информацию, которую он расшифровывает и воспринимает как сигнал нашего эмоционального состояния. Если мы, к примеру, заметим, что голова становится горячей, что мы напрягаем плечи и мышцы шеи, сжимаем кулаки, это означает, что мы испытываем гнев. Если мы заметим, что мы нахмурились, в горле ком, то это может указывать на то, что мы печальны и т.д.

Мы приучаемся игнорировать свои чувства, если родители в детстве говорят нам, например: «Прекрати грустить». Вы сможете сейчас, наблюдая за изменениями своего тела, вновь обрести многогранность душевных и эмоциональных переживаний.

Кроме того, наблюдение за нашими телесными реакциями дает нам важную информацию о допустимой нагрузке, о том, каким количеством энергии мы располагаем, когда нам необходимо сделать паузу, в каком отдыхе мы нуждаемся. Сам по себе наш мозг не может сказать нам, когда и как мы должны сменять периоды напряжения паузами для отдыха.

Наконец, осознание своего тела очень важно для двух процессов — усвоения кислорода и питания — благодаря которым тело получает энергию. Научившись осознавать свои телесные ощущения, на мы сможем проверить, достаточно ли глубоко мы вдыхаем и выдыхаем, а следовательно, поставляем ли мы необходимое количество кислорода телу. Мы сможем почувствовать, пришло ли время принимать пищу и в какой последовательности это нужно делать. Наше телесное восприятие дает нам понять, какие блюда нам лучше всего подходят.

Я хочу дать вам возможность потренировать свое телесное восприятие на практике.

Сядьте поудобнее и закройте глаза.

Почувствуйте, какими частями тела вы касаетесь стула, пола и т.д. Позвольте себе принять удобное положение и расслабиться... Ощутите, как пол и стул держат ваше тело... ( 30 секунд )

А сейчас обратите внимание на то, как вы дышите. Не меняйте свое дыхание, а именно почувствуйте, как вы дышите на самом деле, т.е. процесс дыхания... Ощутите, как входит и выходит воздух... Заметьте, какие части вашего тела двигаются, когда вы дышите... ( 30 секунд)

Сейчас я буду называть разные части тела. На вдохе вам надо будет концентрироваться на тех частях тела, которые я называю, а на выдохе мы можете позволить напряжению выйти вместе с воздухом.

Называя части тела, делайте паузы в 10 секунд, чтобы у участников было в сумме около 20 секунд для работы с каждой частью и чтобы они имели возможность минимум по два раза вдохнуть и выдохнуть.

В каком состоянии ваш лоб? Он разглажен или наморщен?

В каком состоянии ваши веки? Они спокойно опущены или зажмурены?

Что происходит с вашими зрачками? Находятся ли они в покое или двигаются? Видите ли вы какие-либо зрительные образы?

Почувствуйте ваши щеки. Они расслаблены или вы улыбаетесь?

Что с вашими ушами? У них такая же температура, как и у лица?

Что с вашим носом? Можете ли вы почувствовать маленькие волоски, когда воздух во время вдоха проходит через них?

Что делают ваши губы? Влажные они или сухие, закрыты или приоткрыты?

Что делает ваш язык? Где он? Чего он касается?

Что делают ваши зубы? Как вы их чувствуете?

Что делает ваша шея? Чувствуете ли вы какие-нибудь признаки усталости, или ваша голова находится в обычном положении и не клонится на плечи?.. ( 30 секунд )

Сконцентрируйтесь на позвоночнике: от выступающего шейного позвонка до копчика... Какой изгиб принял ваш позвонок в данный момент?.. ( 30 секунд )

Ощущаете ли вы мышцы, удерживающие ваш позвоночник?

Ваша спина напряжена или расслаблена?.. ( 30 секунд )

Почувствуйте свои плечи...Они слегка втянуты или же расслаблены, раскрыты?..

В каком положении ваши лопатки? Они расправлены или сведены?

Чувствуете ли вы плечевые суставы, не двигая руками? Представляете ли вы себе, как ваши руки двигаются в плечевых суставах?

Теперь почувствуйте предплечья, локти, пальцы рук... Вы чувствуете напряжение?.. ( 30 секунд )

Сконцентрируйтесь на сердце. Не пытайтесь посчитать количество ударов, улавливайте только ритм... ( 30 секунд )

Попытайтесь уловить, в каких частях тела отдается биение сердца: в висках, горле, шее, запястьях, в паховой области, в голеностопных суставах или где-нибудь еще...

Теперь обратите внимание, как воздух, который вы вдохнули распространяется по всему телу, проследите его движение через нос, затем через трахею в легкие... Почувствуйте, как легкие расширяются и как затем снова сжимаются... ( 30 секунд )

Теперь проглотите слюну и почувствуйте ее движение по пищеводу. Вы чувствуете ваш желудок... Что вы можете заметить? Когда вы в последний раз ели? Вы голодны? Как вы можете это определить? Теперь попытайтесь ощутить свою тонкую кишку... Вы что-то чувствуете?

Что с вашей толстой кишкой?... Попробуйте сначала определить часть, которая с правой стороны ведет вверх... Затем почувствуйте ту, которая проходит по диагонали над животом... затем часть, которая уходит налево в форме S-образной кривой... Можете ли вы уловить происходящие там процессы?.. ( 20 секунд )

Теперь почувствуйте свою прямую кишку... Ощущает ли она себя комфортно? Не нужно ли вам сбегать в туалет?

Ощущаете ли вы свой задний проход? Он напряженно сжат или расслаблен?..

Теперь почувствуйте свои почки, два имеющих форму боба органа в нижней части спины__ Ощутите каналы, которые ведут к вашему мочевому пузырю... Чувствуют ли они себя хорошо?__Когда вы собираетесь пойти в туалет по-маленькому?

Ощутите свои половые органы...

Теперь почувствуйте свои тазовые кости, которые поддерживают ваши внутренние органы... В какую сторону наклонен ваш таз? Почувствуйте свои тазобедренные суставы... Не двигая ногами, представьте себе, что поднимаете и опускаете ноги...

Представьте себе, что вы рисуете ступнями круг... Сначала в одном направлении, затем в другом...

Теперь почувствуйте ваши бедра... Коленки... Какова их температура? Они теплее или холоднее чем ноги в целом?

Почувствуйте вашу голень... Ощущаете ли вы какое-либо напряжение?..

Почувствуйте ваши голеностопные суставы... Покрутите ступни в разные стороны, установите, насколько они подвижны, ощущайте вашу стопу и пальцы ног... Если вы носите обувь и носки, вы можете почувствовать, насколько сжаты ваши пальцы на ногах...

А сейчас мысленно совершите путешествие обратно — от пальцев ног до головы. Сравните левую сторону тела с правой. Ощущаете ли вы различия между ними? Сможете ли вы в ходе обратного путешествия ощутить все части тела, или же замечаете провалы в восприятии... ( 1 минута )

Теперь попробуйте в одно мгновение ощутить единство вашего тела. Скажите себе тихо: «Это я», — и обратитесь к себе по имени. Затем скажите: «Вот мое тело, в котором я живу»... ( 1 минута )

Вдохните побольше воздуха, потянитесь, медленно встаньте, потрясите головой и откройте глаза... Что вы видите?..

Возвращайтесь в большой круг...

Подведение итогов:
  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Как я чувствую себя сейчас?
  • Ощутил ли я части тела, которых прежде не замечал?
  • Где я ощутил напряжение?
  • Ощутил ли я левую часть тела иначе, чем правую?
  • Какие части тела я с трудом мог ощутить или вообще не смог?
  • Что я пережил в последней части упражнения, когда ощущал все свое тело единым?
  • Как я использую мое тело в повседневной жизни? Люблю ли я его или использую его как машину?
  • Какие части тела я особенно напрягаю?
  • Какие телесные сигналы мне сложно расшифровать?
  • Что значит, когда части тела холодные (холодные ступни, руки)?
  • Что бы я хотел добавить?
Комментарий: В дополнение к этому упражнению, чтобы дальше тренировать связь разных частей тела с сознанием; Вы можете дать подросткам задание подготовить письменную беседу между головой и перенапряженной, проигнорированной и пораженной болезнью частью тела, возможно с легкими или с желудком...

Упражнение: Целительное дыхание

Цели: Это упражнение поможет подросткам научиться с помощью глубокого дыхания и духовной концентрации снимать легкое напряжение и облегчать боль.
Возраст участников: от 14 лет.
Продолжительность: около 6 минут.

Инструкция: Наши чувства влияют на наше дыхание. Если нам страшно, мы, как правило, дышим поверхностно. Когда мы радостны и бодры, мы дышим глубже. В той же степени верно и то, что посредством дыхания мы можем повлиять на наши чувства. Это упражнение поможет вам научиться уменьшать напряжение и боль с помощью глубокого дыхания и фантазии.

Ложитесь так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза.

Почувствуйте тяжелую силу, которая давит на ваше тело сверху...

Почувствуйте воздух, который окружает ваше тело, ваши руки, почувствуйте ваше лицо... ( 15 секунд )

Сконцентрируйтесь на дыхании, на том как вы вдыхаете... Почувствуйте, как воздух проходит по носу и горлу...Почувствуйте, как воздух расширяет вашу грудную клетку и живот ... Ощутите охлаждающее действие воздуха на ваше тело, особенно на лоб... ( 15 секунд )

Сконцентрируйтесь на своих ощущениях... ( 1 минута )

Теперь переключите внимание на процесс выдоха. Ощутите тепло и влажность в вашем теле. Почувствуйте тепло и влагу в области сердца... прочувствуйте еще раз холод при вдохе и тепло на выдохе... ( 1 минута )

А сейчас представьте себе, как на выдохе теплый воздух вытекает из всех частей вашего тела так, что кровеносные сосуды расширяются, кровь лучше циркулирует и мышцы становятся теплее и мягче.

На выполнение следующих маленьких заданий отведите приблизительно по 10 секунд.

Направьте теплый воздух к вашей правой ноге... Затем к левой ноге...

Направьте теплый воздух к правой руке... А затем к левой руке...

Теперь определите ту часть тела, в которой вы ощущаете усталость или боль, и направьте тепло в эту часть... ( 30 секунд )

Повторите еще раз... ( 30 секунд )

А сейчас возвращайтесь обратно в группу. Откройте глаза и осмотритесь вокруг... ( 1 минута )

Подведение итогов:
  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Как чувствую я себя сейчас?
  • Что бы я хотел добавить?
Упражнение: Банкет

Цели: Это упражнение побуждает подростков осознать связь между потребностью в удовольствии и счастье и процессом еды и относиться к приему пищи более осознанно и требовательно.
Возраст участников: от 12 лет.
Продолжительность: около 35 минут.
Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция: Я хочу пригласить поучаствовать в упражнении, с помощью которого вы сможете дать свободу своей фантазии. Возможно, в результате вы решите уделять больше внимания удовольствию, которое приносит прием пищи.

Сейчас вам надо будет описать банкет вашей мечты, который принес бы вам наслаждение и на котором вы почувствовали бы себя счастливым. Сначала опишите все блюда и напитки, которые будут на нем, и укажите, в какой последовательности вы хотите их отведать. Расскажите, кто должен будет приготовить эти блюда, хотите ли вы сделать это один, или вместе с кем-то еще, или кто-то должен приготовить их для вас? Затем переключитесь на посуду и столовые приборы, с помощью которых вы хотели бы есть. В какой обстановке вы хотите находиться? Опишите это место. Вы хотите есть один или в обществе других людей? С кем? В какое время вы хотите есть и как долго? Что еще имеет значение для вас?

Напишите ответы на эти вопросы, так чтобы ответ был понятен другим. У вас 30 минут на это задание...

Кто хочет нам рассказать про свой банкет?

Подведение итогов:
  • Понравилось ли мне упражнение?
  • Насколько легко мне было ответить на отдельные вопросы?
  • Как я себя при этом чувствовал?
  • Бывал ли я когда-нибудь на таком банкете?
  • Как и в какой обстановке мы едим дома?
  • Чей банкет понравился мне больше всего?
  • Почему для меня важна атмосфера принятия пищи?
  • Важно ли для меня в обычной жизни, осознавать, что я ем?
  • Что я хотел бы добавить?
Комментарий: Это упражнение можно дополнить трапезой. Вся группа вместе с вами может приготовить еду, а затем вы все вместе съедите ее. Можно также предложить предварительно разбиться на пары, и попросить каждого участника принести для партнера немного закусок. В этом случае оба партнера вместе едят то, что они выбрали друг для друга, и обсуждают трапезу.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге « На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 2: Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу. »



loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*