Игры на повышение самоуважения и развитие спонтанности ( 3-9 лет)


С З ЛЕТ

1. «Здравствуй, я котик!» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».

2. «Котик ласкает» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т.д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

3. «Раз-два-три, заяц, замри!» Цель • способствовать развитию спонтанности детей.

Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» — вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца.

Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз- два-три! Медведь (волк), замри!».

4. «Превратись в пластилинчик» Цель • способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

5. «Ау!» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Один ребенок поворачивается спиной к группе — он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

6. «Покажи чувства язычком» Цель • способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.

7. «Кто в домике живет?» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Дети «забираются» в домики — для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто- кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т.п., а ребенок отвечает на эти вопросы.

8. «Покажи чувства руками» Цель • способствовать развитию спонтанности детей; развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т.п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).

9. «Посудный магазин» Цель • развивать фантазию и самоуважение детей.

Ведущий говорит детям, что он пришел в посудный магазин и хочет купить себе очень красивые вещи: ложку, вилку и ножик. Для этого он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилки (руки вверх уголком) и ножи (руки, сомкнутые вверху). Сначала все дети превращаются в один и тот же предмет, потом — разные. Тогда ведущий может сказать, что все ложки, вилки и ножи в магазине такие замечательные, такие красивые, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.

10. «Что подарили гости?» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий раскладывает на полу 3-4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой. Младшие дети перед началом игры рассматривают игрушки, которые они потом будут ощупывать. Более старшие дети могут «узнавать ногами» незнакомые им ранее игрушки.

11. «Игрушечный магазин» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в разные игрушки: машину, куклу, мячик, коляску и т.п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую игрушку тот «превращается»). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они «превратились». В продвинутой группе можно предложить одному из детей ни во что «не превращаться», а, посмотрев на «игрушки», выполнить с ними какие-либо действия, например, погладить куклу, покатать машину и т.п.

12. «Пальцы-мышки» Цель • способствовать самовыражению детей.

Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом — по коленке соседа.

13. «Повторяй за мной» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.

14. «Мы — солдаты» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий просит ребят представить себе, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира.

Когда звучит команда «По коням!» — они должны громко топать, по команде «В разведку!» — шептать: «тсс», по команде «В атаку!» — кричать «ура!», по команде «За пулеметы!» — хлопать в ладоши.

С 4 ЛЕТ

15. «Кто перед тобой — рассмотри в дырочку» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

16. «Имя шепчет ветерок» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться... ветерок.

Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.

17. «Капелька, льдинка, снежинка» Цель • способствовать самовыражению детей.

С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).

18. «Потерялась девочка» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».

19. «Ролевая гимнастика» Цель • расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей; способствовать развитию спонтанности детей; облегчить проявление чувства гнева.

Вариант 1. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить детей показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить страшным голосом реплики типа «Сейчас я вас съем!» и т.п.

Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).

20. «Пряничная куколка» Цель • содействовать развитию у детей положительного образа Я.

В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».

С 5 ЛЕТ

21. «Мимическая гимнастика» Цель • способствовать развитию спонтанности детей.

Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.

22. «Я очень хороший» Цель • способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколько слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

23. «Скажи Мишке добрые слова» Цель • способствовать повышению самооценки детей.

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.

24. «Непослушные подушки» Цель • предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.

Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т.п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.

Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

25. «Обезьянки» Цель • способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим — начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.

26. «Цветной снег» Цель • способствовать самовыражению детей.

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить детям прямо в ней слепить город (крепость, домик и т.п.) и раскрасить его гуашью. А затем составить рассказ о том, что получилось. Все это можно делать индивидуально, а можно — в подгруппах.

27. «Школа плохих привычек» Цель • способствовать проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта 6 проживания незнакомой ситуации.

Ведущий предлагает детям поиграть в «школу плохих привычек». Эта школа — особенная, в ней учат плохим привычкам и за плохое поведение ставят хорошие отметки. В этой школе все ученики и учителя — животные. Каждый ребенок становится сотрудником этой школы — решает, кто он в школе и каким животным является. В этой роли он представляется группе и осуществляет какие-то действия (говорит что-нибудь, движется особым образом и т.п.). Надо помнить, что каждый ребенок должен демонстрировать именно плохое поведение. Например, директор школы может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь».

28. «Конкурс хвастунов» Цель • способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

29. «Я могу!» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п.

30. «Интервью» Цель • способствовать повышению самооценки детей.

Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берет у ребенка интервью, в котором расспрашивает его о работе, семье, детях и т.п.

31. Рисунок «Мое взрослое будущее» Цель • способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?

32. «Материк» Цель • содействовать формированию доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на живот. Он — материк (или просто земля, если ребенок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начинают воевать друг с другом, причем побеждает то одно, то другое. Поле боя — спина ребенка, на которой ведущий руками изображает сцены сражений. Остановить войну может только материк (земля). Он устраивает землетрясение (ребенок пытается скинуть руки ведущего). Руки-воины разных государств сначала расходятся по домам, затем снова встречаются на поле (спине), заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.

33. «Что я люблю?» Цель • содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать...»

34. «Крылья» Цель • способствовать самовыражению детей.

Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.

35. «Разные голоса» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий заранее готовит карточки с рисунками кошки, голубя, поросенка и т.п.

Дети берут карточки из стопки и озвучивают то животное, которое нарисовано на их карточке. Сначала надо произнести эти звуки с нейтральной интонацией, а затем — передавая голосом какое-нибудь чувство (гнев, радость, нежность и т.п.). Остальные участники угадывают, какое чувство изображает каждый ребенок.

36. «Вырази чувство глазами» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ребенок и взрослый по очереди задумывают какое-либо чувство и стараются выразить его только глазами. Другие дети пытаются угадать, какое чувство выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица надо при этом чем-нибудь прикрыть, например, можно сделать для этого упражнения маску с прорезью для глаз.

37. «Хочу быть счастливым» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий рассказывает детям сказку: «Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своей мамы:
- Мам! Я стану счастливым? ? Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, — отвечала мама.
- А кто знает? — допытывался котенок.
- Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, — отвечала мама улыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он самую высокую березу в их дворе и закричал:
- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым! И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
- Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым!»

После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».

38. «Медитация на счастье» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить самих себя — совершенно счастливых. Пусть дети мысленно оглядятся вокруг и постараются увидеть, кто находится рядом с ними, где все это происходит. Затем дети берут альбомы и рисуют себя — такими, какими они себя увидели.

39. «Ракета» Цель • способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.

40. «Корабль» Цель • содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка).
Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

41. «Счастливый сон» Цель • способствовать самовыражению и развитию оптимизма детей.

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его, если такой сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют.

С 6 ЛЕТ

42. «Неправильный рисунок» Цель • способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Детям предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если они пытаются уточнить, что это значит, то ведущий ни в коем случае не должен ни давать каких- либо конкретных указаний по этому поводу, ни приводить примеры и т.п. После того как рисунки сделаны, дети объясняют, почему их собственный рисунок можно назвать неправильным, с чьей точки зрения он является неправильным.

43. «Сделай неправильный рисунок из правильного» Цель • способствовать снижению у детей страха перед возможной ошибкой.

Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображен ребенок в знакомых детям ситуациях: на уроке, с мамой на прогулке и т.п. Можно использовать рисунки, приведенные в Приложении (см. рис. 1, 2, 3). Каждый ребенок получает карточку с рисунком, и он должен дорисовать его так, чтобы он стал «неправильным».

44. «Давай все пачкать» Цель • способствовать расширению ролевого репертуара.

Ведущий просит детей придумать как можно больше способов испачкать школьную тетрадку (положить на нее пирожок, вытереть грязные руки и т.п.). Для того чтобы придать упражнению соревновательный характер, можно объявить конкурс — кто придумает больше способов? Вариант этого же упражнения: ведущий предлагает детям придумать, как за 5 минут навести самый большой беспорядок в комнате. После этого дети рисуют придуманное.

45. «Один день из жизни плохого-хорошего мальчика (девочки)» Цель • содействовать проявлению истинных чувств детей; • предоставить детям возможность получения опыта «плохого ребенка».

Выбирается ребенок на роль водящего. Он должен изобразить один день из жизни плохого мальчика (девочки): он спит (ложится на стулья), просыпается, идет в школу, возвращается, играет, ложится спать и т.п. Ведущий и остальные участники при этом помогают наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играют роли плохих мамы, учительницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулируя при этом проявление агрессии со стороны ребенка (осуждают его, наказывают и т.п.).
После того как ситуация проиграна, тот же ребенок изображает один день из жизни хорошего мальчика (девочки), соответственно остальные дети подыгрывают ему, изображая любящих его маму, папу, учительницу и т.п.

46. «Рисунок имени» Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Взрослый просит детей представить, что они уже выросли и стали кто-то известным мореплавателем, кто-то врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь каждого. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Каждый из детей с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное. (Если дети не умеют писать, им помогает взрослый.)

47. «Передаю взглядом» Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Взрослый задумывает качество, которое ему нравится в том или ином ребенке. Затем внимательно смотрит ему в глаза, «передавая это чувство» (при этом очень важен контакт глаз). Ребенку необходимо догадаться, какое качество задумано. Ведущий обращается ко всем детям по очереди. Упражнение можно повторять несколько раз.

48. «Скульптура моих хороших качеств» Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Ребенок-ведущий совместно со взрослым и группой вспоминает свои хорошие качества и подбирает к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить.
После этого он добавляет в скульптуру все другие свои хорошие качества.

49. «Передаю прикосновением» Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Взрослый задумывает какое-то качество, которое ему нравится в ребенке, прикасается к нему, а тот угадывает, какие качества задуманы. Таким образом ведущий обращается ко всем детям по очереди. Это упражнение может быть повторено несколько раз.

С 7 ЛЕТ

50. «4 вопроса — 4 рисунка» Цель • помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Ведущий раздает всем детям листы, разделенные на 4 равные части. Правила игры следующие: ведущий задает детям 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится твоей маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые те отвечают маленькими рисунками. Затем дети по очереди показывают свои рисунки группе, которая пытается догадаться, какие рисунки соответствуют каким вопросам. При этом дети обсуждают содержание своих рисунков, сравнивают их между собой, находят общее и отличное в рисунках разных детей.

51. «Слова» Цель • помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.

Дети по очереди берут из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для них, например: «Злость», «Пятерка», «Опоздание», «Наказание», «Страх», «Двойка» и т.п. Затем они придумывают, что значат для них эти слова. Например, дети говорят: «Страх — это когда меня ругает мама», «Наказание — это когда папа меня наказывает», и т.п.

52. «Портрет моего хорошего Я» Цель • способствовать осознанию детьми своих положительных качеств.

Для каждого ребенка заранее готовится лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии (можно использовать для этого рис. 4 — см. Приложение). Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. После занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.

53. «Волшебный попугай» Цель • способствовать повышению уверенности в себе.

Для игры ведущий заранее готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные детям. Например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Заметно, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут 12 уважать тебя еще больше», и т.п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать детям билетики». В процессе игры каждый ребенок вытягивает у попугая билетик и решает, кому подходит то или иное высказывание.

54. «Свечка» Цель • помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях.

Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рассказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.

55. «Каким я буду, когда вырасту?» Цель • способствовать повышению самоуважения детей.

Детям дается инструкция: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень-очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость, за искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вырастете? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представили.

56. «Гу-гу» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий заранее готовит карточки с написанными на них различными слогами, например, «гу-гу» или «гур-гур» и т.п. Дети по очереди берут по одной карточке и читают свой слог с разными чувствами, например, с чувством гнева, страха, радости, удивления и т.п.

57. «Шаги правды» Цель • способствовать повышению рефлексии детей.

Ведущий заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу — от одной стены до другой. Один из детей становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным.

58. «Говорят, что вы похожи...» Цель • способствовать повышению самооценки детей.

Один из детей (водящий) выходит в коридор. Ведущий говорит остальным примерно следующее: «Давайте вместе подумаем, напоминает ли нам этот ребенок что- нибудь приятное. Может быть, какой-то предмет или какое-то событие... Например, Алеша напоминает мне весеннее солнышко, а Маша — шоколадное мороженое. А что напоминает вам ... (вышедший ребенок)?» Дети придумывают позитивные образы. Когда водящий возвращается, кто-то из детей перечисляет придуманные членами группы образы. Он должен определить, кто является автором того или иного образа.

С 8 ЛЕТ

59. «Я хочу — они хотят — я поступаю» Цель • способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения.

Взрослый например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде вы сегодня пойдете в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Каждый ребенок поочередно встает на каждый из листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, учительница), как он обычно поступает на самом деле.

60. «А как ты считаешь?» Цель • содействовать осознанию детьми ценности собственного мнения.

Для игры необходимо придумать проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста, и описать их на листочках. Например: «Наташа забыла дома ластик, а учительница русского языка отругала ее». На обратной стороне этих листочков должны быть написаны слова: «А как ты считаешь, справедливо ли это?» Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают то, что на них написано, и высказывают свое мнение по поводу поступков того или иного действующего лица. Это упражнение создает ситуацию, в которой ребенок получает опыт высказывания собственного мнения и принятия его окружающими.

61. «Я протестую...» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий просит детей плотно сжать губы и, ощутив их напряжение, побыть некоторое время в этом состоянии. После этого дети перебрасываются мячиком, по очереди заканчивая фразу: «Я 14 задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, протестую против плохих отметок!» При этом ребенок должен говорить очень громко, фактически кричать.

62. «Я решаю — я не решаю» Цель • содействовать осознанию детьми значимости собственного выбора.

Дети перебрасываются мячиком, заканчивая каждый по два предложения: «Я решаю сам...», «Я не решаю сам...»

63. «Кто ты?» Цель • способствовать развитию рефлексии у детей.

Дети становятся около стены, повернувшись к ней спиной. Ведущий кидает мячик по очереди каждому ребенку и задает ему при этом вопрос «Кто ты?». Тот, получив мячик, должен быстро ответить на вопрос и сделать шаг вперед. Например: я — ученик, я — сын, я — личность и т.п. Если ребенок не может сделать это, он остается на месте. В конце игры определяется, кому удалось продвинуться дальше всех.

64. «Раньше — сейчас» Цель • помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.

Ребятам раздаются таблички, которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица.
РАНЬШЕ МЫ СЕЙЧАС МЫ
Не умели...Умеем...
Не любили... Любим...
Не хотели... Хотим...
Не знали... Знаем...
После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

65. «Расскажи глазами» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий заранее готовит карточки, на которых написаны фразы: «Люби меня», «Я не люблю тебя», «Я не понимаю тебя», «Я доверяю тебе», «Я не могу открыться тебе», «Я ненавижу тебя». Сначала вслух прочитывается то, что написано на карточках, а затем они кладутся в колоду надписями вниз. Дети по очереди берут карточки, закрывают нижнюю часть лица бумагой и передают содержание надписи на карточке только глазами. Остальным нужно «услышать» сообщение ребенка и угадать, какая фраза написана на его карточке. Для этого упражнения можно изготовить специальную маску.

66. «Глазки-кокетки» Цель • способствовать самовыражению детей.

Так же, как и в предыдущем упражнении, прикрыв нижнюю часть лица бумагой, дети по очереди «говорят глазами» друг другу фразы, написанные на карточках: «Я очень злой», «Я тебя люблю» и т.п. Дети могут сделать для себя свои собственные маски. В таком случае после выполнения упражнения на маске рисуются реснички и дети, надев ее, «кокетничают» с ведущим.

67. «Счетные палочки» Цель • способствовать самовыражению детей.

Для этого упражнения нужны счетные палочки в количестве не менее 30 штук. Счетные палочки сваливаются в кучку. Дети по очереди вытаскивают по одной палочке так, чтобы кучка не разрушилась, называя при этом то или иное чувство человека и ситуацию, в которой это чувство возникает.

68. «Значки» Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий заранее готовит коробку с разными значками. На занятии он дает ее детям. Не заглядывая в коробку, дети по очереди достают из нее по одному значку. Рассматривают изображенное на нем и рассказывают, чем изображенная картинка близка их душе. Если ребенок может сделать это, он оставляет значок себе, если нет — кладет его обратно в коробку. В конце игры подсчитывается, сколько значков набрал каждый ребенок. Высказывания детей по поводу того или иного значка могут послужить основаниями для последующей беседы с психологом.

Например, Маша (10 лет, родители в разводе) вытаскивает значок с изображением зимы и рассказывает:
- Снег близок моей душе. Я люблю рядом с лесом походить, чтобы рядом был снег. Такое ощущение, что я там была. Как будто я дома.
- А дома?
- А дома я чувствую себя хорошо.
- А когда плохо?
- Плохо в чужом доме. Если едем к кому-нибудь в гости, там бессонница.
- Почему? Просто незнакомое место.
- И оно тебе кажется...
- Кажется опасным.
Вытаскивает значок с изображением гор. Рассказывает:
- Горы — это свобода. Для меня это важно. Вот на каникулах ездила с мамой в дом отдыха и чувствовала себя как птица в клетке.
- Потому что все чужое?
- Да, теснит немного.
- А где чувствуешь себя свободно? - На даче. Дома.

Вытаскивает значок с изображением лошади. Рассказывает:
- Люблю лошадей и других животных.
- Что они тебе дают?
- Доброту. Еще я люблю мифы и легенды.
- Они позволяют помечтать?
- Да.
- А ты в них какая, в твоих мечтах?
- Я рядом с лошадью.
- А чувствуешь себя как?
- Как рядом с лесом, с горами.
- Свободной?
- Да.
- А может быть, сильной? - Да.
Занятие подходит к концу. Я пробую обобщить:
- Маша, поправь меня, если я не права. Мне показалось, что для тебя очень важно чувство свободы. Но оно не зависит от того, много или мало вокруг тебя места. Вот в доме отдыха места было много, а ты не чувствовала свободы. Ты чувствуешь себя свободно, если рядом находятся близкие тебе люди или животные.
- Да, так и есть...


Читайте также : Упражнения с детьми 3—9 лет, направленные на снижение у детей агрессивности и страхов.
Упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Ольги Владимировны Хухлаевой «Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. ».




loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*