Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
  • пространственное положение

  • размер рисунка

  • характеристики линий

  • сила нажима на карандаш


  • Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)


  • Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
    • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

    • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

    • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в

    • центре листа.
    • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

    • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

    • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

    • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

    • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

    • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

    • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

    • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

    • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

    • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
    После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

    1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

    #
    Тэги : #
    loading...
    Всего комментариев: 1 Написать комментарий
    Лидия (2018-11-06 09:44:41) ответить
    Спасибо! Методика написана чётко, грамотно. Всё понятно. Мне, впервые обратившейся к этой методике, хотелось бы увидеть 1-2 работы детей и характепистику на ниж.