О дисграфии

Многолетняя педагогическая практика в школе показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. В этом случае логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику.

"Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма". Л.С.Выготский

Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно в 5-7 лет, в процессе осознанного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Расстройство процесса письма обозначают термином ДИСГРАФИЯ.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Главным и практически единственным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие в письме специфических ошибок. К их числу относятся следующие:

замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию ("п"-"б", "с"-"з", "к"-"г", "т"-"д", "ц"-"с", "с"-"ш", "ч"-"щ"и т.д.);

нарушение слоговой структуры слова (пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, добавление букв, слогов, разрыв слов);

нарушение грамматического согласования слов в предложении;

смешение букв сходных по начертанию ("п"-"и", "и"-"у", "л"-"м", "д"-"б", "т"-"п", "к"-"н"и т.д.)

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для общего развития зрительно-моторных координаций рекомендуется проводить ежедневные занятия продолжительностью 10 - 15 минут. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.

Категорически запрещается многочасовое переписывание домашних заданий. На начальном этапе обучения большие по объёму письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, т.к. эти дети пишут с большим напряжением, а значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени, а основная задача была – написать букву правильно. Таким детям необходимо терпеливое и внимательное отношение педагога и родителей.

Пространственные понятия и представления у значительной части младших школьников либо не сформированы, либо не обобщены в той степени, которая позволяла бы детям самостоятельно пользоваться ими в различных видах бытовой и учебной деятельности. Несформированность пространственных представлений у этих детей проявляется не только при овладении чтением и письмом, но и в рисовании, в трудностях составления целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизводить заданную форму.

В норме различение правого и левого формируется к шести годам.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. Для детей с нарушениями зрительно-моторной координации и пространственных представлений характерна нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке.

У детей с нарушениями пространственных представлений часто встречается, так называемое, "зеркальное письмо"(например вместо буквы "З"пишут букву "Е", вместо буквы "Я"– "R"). Основной причиной здесь является недостаточное дифференцирование пространственного расположения отдельных элементов буквы.

Недостаток в развитии у ребёнка пространственных представлений может проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке гласных букв, в сращивании и расщеплении слов, в слитном написании с предлогами, в замене букв по пространственному сходству ("с"-"е", "б"-"д","т"-"п"); при письме высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы выходят за рабочую строку; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности (вместо "на"пишет "ан", вместо "нос"– "сон"и т.д.); учебный материал располагается на странице снизу вверх; при письме имеет место повторное письмо, пропуск строки.

Если трудно идёт процесс освоения конфигурации букв.

Трудности формирования пространственно-временных ориентировок являются общими для многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, физкультуры, рисования. Данные трудности с возрастом, сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребёнка (появлению специфических ошибок на письме). Могут переноситься на следующую ступень и проявляться при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка.

Создание игровой ситуации помогает детям усвоить пространственные взаимоотношения объектов и ориентировку в окружающем пространстве. Работа по развитию ориентировки в окружающем пространстве начинается с предлогов, имеющих пространственное значение.

Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму необходим ребёнку не только для того, чтобы правильно произвести звуковой анализ, но и для того, чтобы запомнить порядок звуков входящих в состав слова, особенно в тех случаях, когда у ребёнка имеются и какие-то другие трудности освоения письма.

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Выполняется артикуляционная гимнастика, сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Особенно важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью. Ведь в этих случаях, написав букву и не запомнив следующую, ребёнок может отвлечься и в результате – "сон"вместо "слон", "упранение"вместо "упражнение".

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых принимает участие крупная и мелкая моторика. Данная ритмика способствует развитию фонематического слуха, речевого дыхания, развитию голоса, идёт работа над высотой, тембром, эмоциональностью речи.

Постепенно у детей развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляторная, так и двигательная.

Развивается внимание к звуковой стороне слышимой речи (своей, чужой), слуховая память. Совершенствуются общие речевые навыки и работа речевого аппарата. Данные занятия являются базовой основой для формирования звуковой стороны речи.

Кроме того, обязательно нужно научить детей правильному дыханию, т.к. дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха.

Важно научить ребёнка понимать ощущения собственного тела во время напряжения и расслабления.


Автор: Гогуадзе Татьяна Валерьевна (учитель логопед-дефектолог 1 квалификационной категории)

loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*