Выбор профессии: способности и профессиональная пригодность

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.

Способности бывают общие и специальные. К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени) и которые важны для самых разных видов деятельности. Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т. п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Узнать свой тип мышления и некоторые особенности коммуникативной сферы можно с помощью Опросника типа мышления и Личностного опросника.

Опросник типа мышления

Инструкция: Прочитайте высказывания. Если вы согласны с приведенным высказыванием, в бланке ответов поставьте «+», если не согласны — «-».

п-да-сс-лн-ок
12345
678910
1112131415
1617181920
2122232425
2627282930
3132333435
3637383940





  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
  10. Мне не нравится жестко регламентированная работа.
  11. Мне нравится все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение сказанному слову.
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов: Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0—2 — низкий, 3—5 — средний, 6—8 — высокий).

1 (п-д). Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2 (а-с). Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3 (с-л). Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4 (н-о). Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5 (к). Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить — планы или тип мышления?

Личностный опросник

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на вопросы, касающиеся ваших чувств и реакций в различных ситуациях, поставив в бланке под номером вопроса «+» или «—».

12345678910










11121314151617181920










21222324252627282930










31323334353637383940










Общительность ________ Самообладание ________

  1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
  2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
  3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
  4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
  5. На спор я могу совершить необычный поступок.
  6. Иногда я нарушаю свои обещания.
  7. У меня часто меняется настроение.
  8. Мне нравятся азартные игры.
  9. У меня бывает учащенное сердцебиение.
  10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
  11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.
  12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
  13. Меня легко обидеть.
  14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
  15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.
  16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
  17. Я долго переживаю неудачу.
  18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
  19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
  20. Мои нервы часто натянуты до предела.
  21. Думаю, что меня считают веселым человеком.
  22. Я часто мысленно возвращаюсь к завершенному делу.
  23. На грубость я отвечаю грубостью.
  24. Я могу опоздать.
  25. Обычно мне легко и приятно в компании.
  26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
  27. Мне проще спросить о чем-то у кого-то, чем прочитать самому.
  28. Я часто испытываю чувство вины.
  29. Мне нравится быть в центре внимания.
  30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
  31. Мне часто снятся кошмары.
  32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.
  33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
  34. Думаю, что я — уверенный в себе человек.
  35. Меня задевает критика.
  36. У меня есть кое-какие вредные привычки.
  37. Я могу внести оживление в скучную компанию.
  38. Я беспокоюсь о своем здоровье.
  39. Я люблю подшучивать над другими.
  40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше вы набрали баллов по этой шкале, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, это не обязательно означает вашу неискренность. Цель теста — не проверка вашей честности, а определение некоторых особенностей вашей нервной системы.

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.

Запишите полученную сумму на строке Общительность.

До 5 баллов. На необитаемом острове вы не страдали бы от одиночества. Ваш внутренний мир, вероятно, настолько богат и интересен, что вам хватает своего общества. И если есть способности, вы добьетесь успеха в видах деятельности, связанных с наукой, искусством, ремеслом, требующих точности, аккуратности и концентрации внимания. Потребность в общении у вас выражена меньше, чем у других людей. Вы, вероятно, очень разборчивы в контактах. Поэтому вынужденное общение, сопутствующее профессиям продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, будет вас утомлять. Обратите внимание на те виды деятельности, которые напрямую не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями.

6 - 11 баллов. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и профессии, требующие умения работать одному.

12 - 17 баллов. Потребность в общении у вас выражена больше, чем у других. Вам нравится быть в центре внимания. Для вас очень значимо мнение окружающих. Иногда ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вероятно, вам подошли бы профессии, предполагающие интенсивное общение с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами и т. д.

Если вы не только любите, но и умеете общаться, то будете успешны в любой профессии, связанной с большим количеством ежедневных встреч, переговоров, советов, консультаций. Однако профессии, требующие терпения и усидчивости (работа с компьютером, исследовательская работа, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших волевых усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40.

Запишите сумму на строке Самообладание.

0 - 5 баллов. Вашему самообладанию можно позавидовать. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие риска, хладнокровия и умения контролировать себя, как будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен). Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6 - 11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12 - 17 баллов Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другим, вероятно, нравится людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойнее. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны помочь себе обрести силу и уверенность.

С помощью этих тестов можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это специальные способности — артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, — определяющие успешность в конкретных видах деятельности.

Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
— Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
— Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
— Да я пишу... Стихи...
— Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
— Отчего же, совсем легко. Ты попробуй ...
Собеседником Моцарта был Гете.


Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.

У каждого человека есть определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной про­фессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решения. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность — тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления — использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.

Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собираются управлять другими людьми или финансами и планируют стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем. Хотя мировой опыт свидетельствует, что только 5—7% трудоспособного населения имеют необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.

Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень выраженности этих качеств у себя.

КачестваВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Развитый интеллектМожет работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события.Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события.Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.
КоммуникабельностьК людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов.К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним.К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.
ОтветственностьГотов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия подчиненных, причины неудач ищет в себе.Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими.Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других.
Организаторские способностиСпособен увлечь людей своими идеями, умеет найти применение каждому человеку, убедить его в важности выполнямого им дела и обеспечить условия для выполнения работы.Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому.Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.
РешительностьЕсли принял решение, проводит его в жизнь быстро, бесповоротно.Принятие решения дается ценой некоторых усилий.Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию.
УпорствоИдет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности.Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения.Отступает при первых трудностях.


Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному: «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!»
«Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!»
Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.


Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, — это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Итак, «Могу» — значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это прежде всего способности и профессионально важные качества.

Рынок труда

Что скрывается за энергичным словом «Надо»?

Предположим, городу нужны сто сантехников и один юрист. Реально все наоборот: сто юристов и один сантехник. Возможны следующие варианты: 99 лишних юристов переквалифицируются в сантехники, или уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы, — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, то в результате выигрывают обе стороны.

Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот привередливый специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условияв расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись для начала хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.

Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде»:
Нужен мне работник —
Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?
Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.

В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом, — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.

Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.

Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям своиусловия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.

Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» —соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силытребованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе и т. п. Поэтому за фразой «Я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда.

Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.
(Из кн. Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов.)


Вероятно, учащиеся зарубежных школ реальнее оценивают свои способности и возможности трудоустройства, чем наши выпускники, которые из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог и т. п.

Примечание: в Московском регионе в последние годы объемы подготовки бухгалтеров в 70 раз превышали потребность в них ; парикмахеров — в 50 раз; секретарей — в 40 раз; портных и закройщиков — в 30 раз; операторов ЭВМ — в 25 раз; поваров и кондитеров — в 10 раз; официантов и барменов — в 3 раза; коммерсантов, в том числе продавцов-кассиров и торговых агентов, — в 2 раза.
(По данным Главного Управления по труду Московской области)


Мы видим, что производственная сфера — основа любой экономики — почти не представлена, а самые популярные среди выпускников профессии не востребованы. Можно предположить, что подростки не имеют достоверной информации о требованиях рынка труда. Чем иначе можно объяснить упорство, с которым ребята из года в год выбирают профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда?

Между тем в российской экономике наметился устойчивый рост, причем активно развиваются производства, использующие новые технологии. Именно профессии производственной сферы и сферы высоких технологий сегодня позволяют достичь высокого социального статуса и стабильного материального положения.

По данным Министерства образования и науки (см. журнал «Служба кадров», № 7 за 2004 г.), через пять лет прогнозируется потребность в следующих специальностях:

Физико-математические наукиПрикладная математика и информатика, радио­физика и компьютерная техника, биохимическая физика.
Естественные наукиХимия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология.
Гуманитарные наукиЛингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.
Социальные наукиСоциальная работа, социология, социальная антропология.
ЗдравоохранениеЛечебное дело, педиатрия, медико-профилакти­ческое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика.
Экономика и управлениеРегионоведение, национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление.
Информационная безопасностьКомпьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем.
Сфера обслуживанияСоциально-культурный сервис и туризм
Ракетно-космическая техникаАвиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето- и вертолетостроение
Безопасность жизне­деятель­ности и защита окружающей средыЗащита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств

Спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог — 5—15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями.

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям.

Ошибки в выборе профессии

...В последние годы нередко можно прочитать в газетах о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов — лечащим врачам; потребители — производителям недоброкачественных продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море. По мнению специалистов, причина большинства техногенных катастроф — халатность и недостаточный профессионализм.

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть вызвана отсутствием, недостатком или искажением информации. Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до 3—4, о содержании которых имеется очень смутное представление. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий. Кстати, эти предубеждения стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими мастерами. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда российская продукция с успехом конкурировала на европейском рынке. В предпринимательской среде существовала особая иерархия. Предпринимателем 1-го ранга считался промышленник, то есть производитель продукции, а за ним шел купец (продавец этой продукции, посредник). Самую низшую ступень занимали банкиры, которых презрительно называли процентщиками и ростовщиками.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». «Престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все — телесериалы, советы случайных людей, мода.

Выбор определенной профессии не ставит крест на других ваших интересах. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П. Бородина как выдающегося музыканта, а ученые — как великого химика. «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

...Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я делаю это в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера...
Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся... Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители...
(Ю.М. Орлов. Самопознание и самовоспитание характера)


Но правильный выбор профессии — еще не все. Если человек не совершенствуется как профессионал и личность, может наступить профессиональная деформация — явление, заметное только со стороны. Учитель, у которого потребность учить, давать оценки и всех контролировать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от командного голоса и привычки всех «строить»; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз, — наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.

Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью.

Летчики, космонавты, подводники, полярники, пожарные, саперы работают в условиях высокой степени риска.

«Вряд ли сейчас существует профессия, в которой чувство нового так неразрывно переплеталось бы с риском, как в профессии космонавта», — пишет летчик-испытатель Е.В. Хрунов. Участник первой экспедиции на Луну М. Коллинз рассказывал: «В космосе на каждого участника полета ложились нечеловеческие нагрузки — нервные, физические, нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок. А ты рискуешь главным — своей жизнью и жизнью товарищей... Это слишком большое напряжение, от которого не уйдешь и десять лет спустя».

Есть люди, для которых риск является жизненной потребностью. Эти люди стремятся к опасности и находят в ней радость и смысл жизни. Многие известные летчики, космонавты, путешественники говорят о своей любви в детстве к подвижным играм, экстремальным видам спорта. Но этого недостаточно. Стрессоустойчивость, способность принимать решения в критических ситуациях, развитая интуиция с опорой на знания и навыки, быстрота реакции, безупречное здоровье, отличная спортивная форма — вот основные требования экстремальных профессий.

Но рисковать можно не только своей жизнью и здоровьем. По-своему опасны профессии и учителя, и судьи, и врача.

Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Г.В.Резапкиной : «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.»


loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
Вероника (2017-10-19 20:11:32) ответить
Но что делать если есть склонности к разным областям и интересно попробовать все? как быть если не получается определиться с будущей профессией?