Возрождение пансионов


"Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, чтобы заблаговременно исследовать способности воспитанника, и сообразно силам и дарованиям молодого человека размерять труды об нем".
А.А. Прокопович-Антонский, "О воспитании"

Такой подход к своим учащимся – воспитанникам Московского благородного пансиона – исповедовал Антон Антонович Прокопович-Антонский, более 30 лет подряд (с 1791 по 1824 год) возглавлявший этот самый пансион. Два века прошло с тех пор. Но, похоже, давние русские традиции школ-пансионов живы и поныне…

“… Отечество нам Царское Село”

В дореволюционной России школы-пансионы были традиционной и распространенной формой обучения. Так сложилась наша история, что, к сожалению, создававшаяся не один день и взращиваемая лучшими умами тех лет система пансионов в один прекрасный день перестала существовать вовсе. А между тем вторая половина XVIII – начало XIX века отмечено именно появлением в России благородных пансионов – закрытых учебно-воспитательных учреждений, в которых дети неотлучно жили с 6-7 до 18-19 лет. Наиболее известные нам учебные заведения такого рода это, конечно же, Царскосельский лицей, Московский благородный пансион и Смольный институт благородных девиц. В пансионах учились Пушкин и Лермонтов, историк Карамзин и поэт Дмитриев. Особое внимание в этих учебных заведениях уделялось подбору преподавательского состава. Так, например, среди педагогов Московского благородного пансиона были историк Погодин, математик Перевощиков, профессор словесности Мерзляков, поэт Жуковский…

Введенная в пансионах система обучения обычно включала не только уроки и лекции, но и дополнительные занятия, в основном литературным творчеством, а система воспитания не признавала телесных наказаний. Выпускники таких образовательных заведений были нарасхват в государственных учреждениях, где особенно ценились изящество языка, приятные манеры, широкая образованность.

К тому же пансионы котировались именно за свою “закрытость”. В эти привилегированные учебные заведения попадали дети одного круга, что, несомненно, устраивало их родителей. За несколько лет они сближались настолько, что у них формировались общие взгляды на мир, одни и те же предпочтения и интересы. Недаром Пушкин, спустя много лет после окончания лицея, писал: “Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село”.

"За" или "против"?

Но вернемся в день сегодняшний, когда система пансионов возрождается. Некоторые из таких учреждений уже довольно твердо стоят на ногах. Продиктовано это несколькими причинами. Во-первых, современный ритм жизни и загруженность родителей не всегда позволяют уделять ребенку достаточно внимания. Во-вторых, все больше родителей осознают необходимость дать детям качественное образования. К тому же, учитывая “закрытость” пансионов, можно рассчитывать, что между их питомцами сложатся дружеские отношения, образуется своего рода “клуб”, члены которого и в будущем будут оказывать друг другу поддержку, и не только в повседневной жизни, но и в карьере. В-третьих, подобные учебные заведения принимают участие в организации досуга ребенка: занятия разными видами спорта, посещение выставок, постановка спектаклей. В-четвертых, все школы-пансионы, как правило, предлагают углубленное изучение иностранных языков.
Помимо этого, есть еще ряд важных моментов. Например, довузовская подготовка, которую опять-таки берет на себя пансион, возможность в 10-11-х классах заниматься с преподавателями тех вузов, с которыми у пансиона есть договор, обеспечение учащихся по мере необходимости индивидуальными занятиями.

Крайне важен, разумеется, и финансовый вопрос. Ведь многие состоятельные родители стремятся отправить сегодня своих детей в частную или международную школу-пансион за границу. Преимущественно в Англию или Швейцарию. Причем зачастую детей посылают туда без достаточного знания ими иностранного языка, исходя только лишь и того, что учиться “там” дорого, а, значит, престижно. Это явление, бывшее десять лет назад весьма распространенным, сейчас немного утрачивает свою привлекательность. А появившиеся у нас школы-пансионы в свою очередь доказали, что могут обеспечивать условия для обучения и воспитания детей ничуть не хуже заграничных, но при меньших материальных затратах.

Свою роль сыграли и предостережения специалистов – психологов, педагогов, докторов, считающих, что уезжая в школы Англии или Швейцарии, дети почти всегда испытывают стресс, а после возвращения – чувство недоумения, потому что “там” учителя требуют одно, а здесь – другое. Поэтому прежде чем отправлять ребенка за границу, родителям необходимо понимать, где он впоследствии будет учиться, жить и работать. В частности, в школе-пансионе “Дубравушка” (речь о ней пойдет чуть ниже) придерживаются такого мнения: если дальнейшая судьба ребенка будет связана с Россией, то и учиться надо здесь.

В пользу российских школ-пансионов сегодня говорит очень многое. Впрочем, мы не будем основываться лишь на вышеперечисленных тезисах и богатом историческом прошлом системы пансионов. Предлагаем вам совершить небольшую экскурсию.

Портрет школы-пансиона

Попробуем нарисовать портрет типичной подмосковной школы-пансиона на примере пансиона “Дубравушка”. Это учебное заведение расположено в 80 км от Москвы, в небольшом научном городке Обнинске, где находятся 15 ведущих российских научно-исследовательских институтов. В режиме пансиона “Дубравушка” работает с 1994 года и потому считается в стране чуть ли не первым из учреждений подобного рода.

Пансион занимает территорию в 4.5 га, напоминающую старинный дворянский парк с небольшими полянами и вековыми деревьями. Здесь расположены находящиеся в его собственности десять отдельных жилых и учебных корпусов, здание столовой и школьной администрации. Жилые корпуса представляют собой одноэтажные здания со всеми удобствами, рассчитанные каждое на 15-20 человек. Здесь есть телефон, по которому дети в любое время суток (за исключением уроков) могут связаться с родителями. Ребята живут в комнатах по два, три или пять человек в зависимости от возраста (чем старше дети – тем меньше человек в комнате). Скажу честно, что как человек, видевший жилые комнаты студентов в английских школах-пансионах с их некоторым беспорядком, тут я была приятно поражена чистотой и аккуратностью в каждой комнате. За каждым жилым корпусом закреплен воспитатель, следящий за состоянием комнат, шкафов, одежды ребят. “Дети любят, когда я встречаю их после уроков на крыльце нашего корпуса, им нравится делиться своими успехами” – говорит старейший воспитатель пансиона Тамара Михайловна Боровинская. Судя по лицам детей и заботе, которая всегда чувствуется у взрослых, воспитатели здесь действительно живут жизнью детей. По словам заместителя директора по образованию и воспитанию Сергея Клыкова, для всех, кто работает в пансионе, это является не службой, не отбыванием, а просто образом жизни, поскольку они проводят с детьми практически 24 часа в сутки.

В пансионе предусмотрено пятиразовой “домашнее” питание: супы, салаты, полноценные вторые блюда, соки и вкуснейшая свежая выпечка. Проблемы стирки одежды также решаются очень просто: здесь есть своя прачечная. При необходимости купить что-либо ребенка (или нескольких детей) вместе с воспитателем отвозят в город, где они выбирают в магазинах то, что нужно. За всей этой слаженностью и легкостью стоит почти 150 специалистов, которые сегодня работают в "Дубравушке". А живут и учатся здесь 115 детей. Поэтому в пансионе шутя говорят, что на каждого ребенка приходится полтора взрослого.

Как правило, по пятницам принадлежащий пансиону транспорт развозит детей по домам. Либо родители сами забирают детей. Если же они находятся в командировке и ребенка забрать некому, его можно оставить в пансионе, где воспитатели и педагоги организуют познавательные, спортивные и развлекательные программы. Здесь есть свой театр, дизайн-центр, оснащенный новейшими компьютерами, конюшня, занятия теннисом и множество других вещей для проведения времени интересно и с пользой.

Огромное внимание уделяется в “Дубравушке” дисциплине. “Любая хорошая школа существует только благодаря детям, - считает заместитель директора “Дубравушки” Александр Смирнов. – Как только им перестает нравиться учиться, тут же возникают проблемы с дисциплиной. А если ребенку приятно находиться с нами, со своими друзьями, хочется достичь хороших результатов в учебе, с ним можно начинать говорить о правилах поведения”.

При приеме в пансион детей тестируют по математике и русскому языку. А еще они проходят собеседование с психологом. В ходе него оценивается степень интеллектуальной зрелости ребенка, проверяется соответствие его биологического возраста эмоционально-психологическому. Рассказывает психолог “Дубравушки” Елена Федоровская: “Если ребенок поступает к нам в первый класс, я на собеседовании часто использую рисуночный тест, в котором всегда отражается реакция на любую неприятность. Так я оцениваю школьную зрелость ребенка. При приеме в среднюю школу мне важно узнать самооценку ребенка, степень его учебной подготовки. Поэтому необходим доверительный разговор, из которого я должна понять, с чем связан его слабый результат на тестировании по русскому или математике – с педагогической запущенностью или с индивидуальными особенностями. Как это ни парадоксально, немалая часть детей, которые пришли в нашу школу, относились к первой категории. И в этом случае, как раз важно определить интеллектуальный потенциал ребенка, чтобы дать рекомендации учителям, которые буду с ним заниматься”.

Процесс обучения в “Дубравушке” основан на индивидуальном разноуровневом учебном плане. Директор пансиона Анна Пуцелло убеждена, что в школе ничего нельзя делать “на потоке”. “Мы не делим детей на сильных и слабых, просто каждый ребенок у нас может учить предмет на одном из трех уровней, - говорит директор. – Первый уровень – это стандартный объем знаний по государственной программе, второй – углубленная подготовка, когда предметы изучают в объеме, достаточном для поступления в хороший вуз, и третий – профильный, т.е. знания по предмету даются на уровне, достаточном для поступления в престижный вуз, и где этот предмет является профилирующим”.

А вообще “Дубравушка” постоянно развивается и придумывает что-то новое. Например, совсем недавно здесь появился свой кукольный театр. Причем, не потому, что так захотели взрослые. Просто некоторые дети проявили интерес к этому искусству, а учителя поддержали их в этом. Специальный педагог теперь занимается с ребятами, ставит небольшие спектакли, объясняет тонкости кукольного театра.

Еще одно новшество школы-пансиона – летний лагерь, который нынешним летом “Дубравушка” организует на своей территории совместно с языковым центром Language Link. Данный проект задуман как альтернатива языковой школе в Великобритании. Но стоить это будет, разумеется, дешевле, чем если отправлять ребенка на берега Туманного Альбиона. Приехать в лагерь можно будет на срок от двух недель до месяца. “Организовать летом и отдых, и обучение, и сделать это нескучно, - довольно сложная задача, - считает Александр Смирнов. – Но у нас накоплен большой опыт в этой области. Language Link организует приезд в наш лагерь преподавателей английского из Великобритании, которые будут учить детей языку. А наши педагоги станут заниматься с ребятами информатикой, помогая создавать личные сайты, а также предлагать им занятия по некоторым предметам. Так что, если у ребенка есть какие-то пробелы по школьной программе, у нас можно будет их ликвидировать”.

Под общим знаменателем

А теперь подведем итоги нашей экскурсии. Мы дали портрет школы-пансиона в самых общих чертах, насколько позволяет объем журнальной статьи. Основные особенности школ-пансионов можно, так сказать, привести к некоторому общему знаменателю. Все они расположены, как правило, за городом. Во всех на первом месте стоят безопасность, здоровье и дисциплина. Вслед за этим идут новейшие методики обучения, интересные подходы в преподавании иностранных языков, и, конечно же, гарантированное поступление в вуз.

Например, в школе-пансионе “Классика”, что находится в 60 км от Москвы по Минскому шоссе, с десятого класса проводится работа по профильной подготовке учащихся. Куратор этого направления слушает пожелания родителей на предмет дальнейшего образования их сына или дочери. Затем проводит анкетирование среди десятиклассников, выясняя их планы на будущее. После чего желания детей и родителей сопоставляются, и находится устраивающий всех вариант. Если у пансиона нет договора с вузом, куда хочет поступить ученик, куратор лично отправляется туда и выясняет, какие вступительные требования выдвигает вуз. “С этого момента наша задача – помочь ребенку поступить в выбранный вуз, - говорит директор “Классики” Татьяна Дементьева. – Работу с выпускниками мы строим таким образом, чтобы в первой половине дня они могли учиться по государственной программе, а после обеда – заниматься с приглашенными преподавателями по предметам, необходимым для сдачи вступительных экзаменов в институт. Например, у нас сейчас учится девочка, которая будет поступать в Оксфорд. Для занятий с ней я пригласила педагогов из Англии. Ведь с ней минимум три раза в неделю надо заниматься только английским языком”.

Среди разновидностей пансионов попадаются такие, которые предлагают услуги только начальной школы и детсада. К таким относятся, в частности, центр развития ребенка “Начальная школа-детский сад N1720 РИА “Новости” в 15 км от Москвы. Такое учреждение особенно ценно для родителей, которые заботятся о здоровье своих чад. Ведь свежий воздух, режим питания, чистая вода и неограниченные возможности для занятия спортом способствуют полноценному развитию детского организма.

Есть пансионы, располагающиеся в черте Москвы. В качестве примера можно привести “Школу Феникс” (Строгино), работающую в режиме полупансиона и пансиона.

А например, в школе-пансионе “НОП центр” в 40 км от Москвы по Ярославскому шоссе, помимо государственного аттестата о среднем образовании выпускники получают еще и международный сертификат Школы завтрашнего дня (суть этой программы в том, что преподавание ведется на английском языке и индивидуально с каждым учеником), и удостоверение референта-переводчика. Желающие могут также параллельно учиться по программам первого курса Московской академии экономики и права, а также получить среднее профобразование по специальностям “Экономика, бухгалтерский учет и аудит” и “Правоведение”.


Источник: www.advise.ru автор: Яна Быстрицкая


loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*